Хранение фотоматериалов, Методики и результаты |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Хранение фотоматериалов, Методики и результаты |
29.10.2006, 19:07
Сообщение
#1
|
|
аффтар Группа: Главные администраторы Сообщений: 4733 Регистрация: 22.12.2005 Из: Нижний Новгород Пользователь №: 6 |
Соответственно, сабж.
Кто, какие материалы, как и с какими результатами хранит. -------------------- Не экономьте фиксаж и плёнку - они дёшевы; экономьте время и бумагу - они дОроги!
|
|
|
29.10.2006, 22:00
Сообщение
#2
|
|
ФоТоКоТъ дАвИнЧеНнЫй Группа: Пользователи Сообщений: 551 Регистрация: 25.12.2005 Из: Подольск Пользователь №: 7 |
Практически все пленочные материалы и цветная бумага - в морозилке. Кое-что для "быстрого" пользования - на дверце холодильника. Самые давнишние слайды, которые у меня были - это май 2003 года. Хранились все время в холодильнике на дверце, не в морозилке. Кончились этим летом. Результат - отличный!
ЧБ бумага стоит в коробке в шкафу. Не знаю насколько это плохо. Ей еще года нет. Ухудшений не замечал. |
|
|
30.10.2006, 14:29
Сообщение
#3
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 355 Регистрация: 3.9.2006 Из: Деревня Пользователь №: 102 |
Кодак слайды и ТриХ с 90-х гг лежат в морозилке, снимаю по номиналу, съемка и проявка в один день, проблем нет.
Свежее всё на дверце, до года хранения, проблем нет. Бумага при комнатной температуре, подальше от батарей. |
|
|
30.10.2006, 15:45
Сообщение
#4
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 2153 Регистрация: 29.9.2006 Пользователь №: 125 |
Пленки по возможности в морозилке.
Если есть возможность - даже при аммиачных температурах (~-35С). Сибиряки и Северяне с наступлением холодов, могут хранить материалы на закрытом балконе, а для текущего пользования - на дверке холодильника или в "хрущевском холодильнике". -------------------- Мэрия и ее кадровый резерв?
http://www.youtube.com/watch?v=QFtlRkgjh18 |
|
|
4.11.2006, 17:45
Сообщение
#5
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 170 Регистрация: 31.3.2006 Из: Москва Пользователь №: 21 |
Цитата(Aleksiy @ 29.10.2006, 20:07) [snapback]2653[/snapback] Соответственно, сабж. Кто, какие материалы, как и с какими результатами хранит. Есть опыт использования Кодаковских слайдовых пленок, срок годности которых вышел в 98 г. Пленки чуствительностью 100 и 400 ед., по заверениям человека, отдавшего их, все время хранились в холодильнике. Я их храню в морозилке. Снимаю по номиналу. Стараюсь проявлять сразу, но бывает, что и 3-5 дней лежит при комнатной температуре в ожидании проявки. А один раз пару роликов около двух недель дожидались проявки, правда эпизодически при этом попадали в холодильник. Результат же, получаемый на пленках - отличный! Если и есть разбаланс цвета - то для меня он не заметен. (К слову, снимая с недорогим поляриком Практика, уход цветов мне сразу бросается в глаза). |
|
|
6.11.2006, 0:14
Сообщение
#6
|
|
аффтар Группа: Главные администраторы Сообщений: 4733 Регистрация: 22.12.2005 Из: Нижний Новгород Пользователь №: 6 |
Лично я, кроме носимого запаса, разумеется храню негативные материалы в холодильнике. Вообще считается, что при изменении температуры на каждые 5С, скорость химических реакций изменяется примерно в 2 раза. Поэтому, даже при хранении на дверце не самого хорошего холодильника, где температура около +10С, по сравнению с комнатными условиями (+20С) срок хранения вроде бы должен возрастать сразу в 4 раза. Но не всё так просто и однозначно . Старение фотоматериала - сложный и комплексный физико-химический процесс. И одним только глубочайшим замораживанием его остановить нельзя . В конце концов, при хранении фотоматериал будет хотя бы "хватать" фоновое ионизирующее излучение (фоновую радиацию), и сделать с этим что-либо невозможно. Но чтобы накопленная доза на материалах средней чувствительности вызвала серьёзную вуаль, в местностях с нормальным уровнем естественного радиационного фона должны пройти десятилетия (хотя пожалуй, именно этот эффект и является абсолютно ограничивающим сверхдлительное хранение). Но значительно быстрее при хранении начинает изменяться сама эмульсия. В оставшейся в фотослое влаге (хоть её и очень мало) некоторые кристаллики Галагенида Серебра начинают подрастворяться, а другие за их счёт наоборот, расти. В результате, размеры кристалликов начинают изменяться, становится меньше кристалликов среднего размера («калиброванного», как было выпущено на заводе) и больше мелких и крупных. Этот эффект можно считать продолжением «созревания» эмульсии (как при её производстве), и именно он и приводит к падению контраста при хранении. Кроме того, перекристаллизация происходит практически неуправляемо и хаотично (хотя, если при производстве эмульсии были добавлены стабилизаторы типа Бензотриазола, то перекристаллизация существенно замедляется, но её конечный результат предугадать трудно). И если были выращены кристаллы со специфической формой или (и) структурой, то она однозначно нарушиться. Разнообразие возможных кристаллических форм Галагенида можно посмотреть здесь:
http://forum.d-76.ru/index.php?showtopic=312 - спасибо Кириллу . Следовательно, произойдёт разрушение тщательно выращенных на заводе структур и замещение их случайными, что однозначно приводит к уменьшению светочувствительности. А кроме общего снижения контрастности, о котором сказано ранее, может произойти и существенная деформация ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКОЙ КРИВОЙ фотоматериала – распределение размеров и распространённостей разных размеров хоть и случайно, но почти наверняка будет не равновесно. К этой же деформации приведёт и разный характер старения разных подслоев эмульсии (а современные эмульсии почти все многослойные…). По приведённым рассуждениям понятно, что наиболее сильные изменения могут произойти с эмульсиями, у кристаллов которых велико соотношение площади поверхности кристалла к его объёму – у современных эмульсий на «плоских» кристаллах; также у них при хаотической перекристаллизации будет нарушаться ориентированность кристаллов перпендикулярно световому потоку. А наиболее крупные из случайно выросших кристаллов почти наверняка получат большие внутренние напряжения и сильные нарушения структуры, которые будут иметь свойства центров скрытого изображения и при обработке дадут специфическую крупнозернистую вуаль хранения. Но в целом, ДЛИТЕЛЬНАЯ сохранность фотоматериалов весьма сильно зависит от «тонких эффектов», трудно прогнозируемых при производстве; имеющаяся технология обычно только гарантирует изменение свойств по принципу «не хуже» в пределах оговоренного относительно небольшого «гарантийного» срока. Следовательно, для улучшения сохранности необходимо действительно, обеспечить минимальную температуру хранения, но при этом ещё и малую влажность, а также отсутствие температурных перепадов (последних 2 фактора также могут усиливать перекристаллизацию). Кроме того, желательно оградить фотоматериал от однозначно вуалирующих воздействий. Что касается очень низкой температуры, то ходило немало «страшилок», что от неё физически портится и основа – становясь ломкой, и эмульсия – тоже становится ломкой, хрупкой, трескается и осыпается. Всё это в общем то так, но относится к свойствам материала в основном, ИМЕННО ПРИ НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ. А после возвращения к нормальной температуре все эти эффекты обычно обратимы. Другое дело – пересушивание эмульсии, после этого Желатина действительно, может стать и более хрупкой. Но в современных эмульсиях Желатина очень прочна, и этот эффект становится куда менее сильным. Хотя «термоудар» от резкого изменения температуры может быть и весьма губительным. Исходя из всех этих соображений, я подхожу к хранению фотоматериалов следующим образом. Материалы для длительного хранения должны быть приобретены по возможности, как можно более свежими. Храню я их сейчас в бытовом холодильнике, в котором бывают и продукты . От продуктов вовсю «летят» разнообразные запахи – летучие вещества, которые могут обладать и вуалирующими свойствами. Следовательно, необходимо хранящиеся фотоматериалы от них оградить (да и от лишней влаги желательно). Напрашивающееся лобовое решение – запаивать герметично в полиэтиленовые пакеты опасно. Дело в том, что при плавлении Полиэтилена он частично разлагается, и хоть немного, но выделяется газообразный Этилен – довольно сильный НЕИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ восстановитель, который может весьма успешно вызывать вуалирование. Поэтому, я оставляю фотоматериалы в заводской упаковке (которая сама обычно частично или полностью герметична) но при этом ещё тщательно ЗАВЯЗЫВАЮ в двойной полиэтиленовый пакет. А для гарантии, в этот же пакет помещаются таблетки Активированного Угля, из расчета 1 таблетка на 1-2 ролика плёнки. Помещаются прямо в аптечной упаковке, но каждая ячейка с таблеткой частично надрывается для доступа воздуха. И кроме Угля в каждый двойной пакет с фотоматериалами помещается мешочек подсушенного Силикагеля – поглощать ИЗЛИШНЮЮ влажность, если таковая будет (обычно берётся мешочек Силикагеля, который добавляют в коробку со свежекупленными ботинками и подсушивается перед таким применением сутки-двое на батарее центрального отопления ). Мешки со свежекупленными материалами, снаряженные Углём и Силикагелем ,помещаются сначала на сутки в холодильное отделение, а потом и в морозильное. Ну а дальше происходят годы хранения . При необходимости использовать фотоматериал, упаковка с ним сначала переносится на сутки в холодильное отделение из морозильного, а потом ещё несколько часов выдерживается при комнатной температуре не открываясь. Таким образом для длительного хранения фотоматериалов я поступаю около 7 лет (до этого хранил просто в холодильнике в одиночном пакете), до сих пор самые первые заложенные на хранение фотоматериалы практически не изменили свои свойства . А «РАСХОДНЫЙ» запас, который планируется истратить в течении месяцев – года, при этом хранится просто в холодильнике в одиночном завязанном пакете но с Активированным Углём, пачка таблеток которого периодически (примерно раз в пол-года) заменяется на новую. Кстати, из «долгоиграющего» запаса материалы после выдерживания в холодильном отделении обычно сначала перекладываются в «расходный», а уже потом используются. -------------------- Не экономьте фиксаж и плёнку - они дёшевы; экономьте время и бумагу - они дОроги!
|
|
|
7.11.2006, 13:33
Сообщение
#7
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 77 Регистрация: 21.8.2006 Пользователь №: 93 |
Коллеги! Возник старый, мильён раз заданный вопрос, практически, по теме.
На дысь разжился химией (ориентировочное время приобретения - 4 года назад): Родинал (фирменная упаковка, не вскрывался), D-76 (большая запаянная жестяная банка) и TMax (два флакона в фирменной упаковке, не вскрывались). Если верить Шеклеину, Родиналом можно "с успехом пользоваться" еще лет пять, несмотря на то что он окислился (еще сделать поправку на RAE и ожидать увеличения зерна). Полагаю, что с герметично запаянным порошком D-76, за 4 года ничего случиться не могло. А вот про TMax вопрос... На нем единственном указан срок годности концетрата - 2 года. В помойку? С поклонами и добропожеланиями! |
|
|
7.11.2006, 13:45
Сообщение
#8
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 2153 Регистрация: 29.9.2006 Пользователь №: 125 |
Цитата(Л. Горбовский @ 7.11.2006, 13:33) [snapback]2871[/snapback] Полагаю, что с герметично запаянным порошком D-76, за 4 года ничего случиться не могло. Да - без проблем и через пару лет будете пользоваться. Цитата А вот про TMax вопрос... На нем единственном указан срок годности концетрата - 2 года. В помойку? Сперва оцените по цвету, прозрачности. Затем можете сделайте пробы. Если же нехотите заморачиваться с пробами - проверьте их функциональность на засвеченном кусочке пленки или бумаги и если работают - используйте для печати - там мелкозернистость не требуется и все визуально контролируете. -------------------- Мэрия и ее кадровый резерв?
http://www.youtube.com/watch?v=QFtlRkgjh18 |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 27.4.2024, 1:22 |