Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Проявка старой (и свежей) пленки
ФОТОРЕЦЕПТУРНЫЙ ФОРУМ > Фотоматериалы и их использование > Негативный процесс обработки
dao
Добрый день!

У меня есть несколько вопросов "новичка". Вопросы собственно о процессе проявки ЧБ.

Бачок - старый черный советский. Проявитель Ilford ID-11. Буду разводить 1+3. Время, ротация, по тестам Алексея Кондакова. Температура 20С. Планирую проявить 3 пленки. Ко времени проявки последующих буду добавлять 10%.

Есть несколько пленок:
1.Ilford PanF+ экспонированная как ISO 50. С этой пленкой в принципе все понятно. В указанных условиях проявка 15 мин. (рекоммендовано производителем).

2. Свема ФН64, срок хранения истек в 1993 году. (На коробочке написано: Время проявления 6 мин. Проявить до 12.93 г.) Экспонировал как ISO 50. Интересует какое время проявки в ID-11? Будет ли разумным взять то же время проявки что и для PanF+ ?

Вопрос по "стопу". Рецепт: 1 чайная ложка уксуса на 1 литр воды. После проявки, сливаю проявитель с бачка, заливаю на 10 секунд "стоп". Потом фиксаж. Правильно ли это?

Вопрос по фиксажу:

Фиксаж Tetenal Superfix plus. На бутылке следующая информация: разбавление от 1+4 до 1+9, время фиксации от 4 до 10 минут. Следует ли из этого, что время фиксажа не зависит от конкретной пленки? На сколько критически если время фиксажа будет несколько больше чем нужно?

После всего промывка 5 мин в проточной воде, в конце 1 капля "Фейри" несколько ротаций, промывка. Потом собственно сушка.

Зарание спасибо за ответы.

С уважением
Юрий Дрогобицкий



Sergei K.
Цитата(dao @ 16.1.2008, 13:32) [snapback]10129[/snapback]


2. Свема ФН64, срок хранения истек в 1993 году. (На коробочке написано: Время проявления 6 мин. Проявить до 12.93 г.) Экспонировал как ISO 50. Интересует какое время проявки в ID-11? Будет ли разумным взять то же время проявки что и для PanF+ ?



Это Вы зря как 50... скорее всего чутье у нее упало раза в четыре.
Агитация для проявки лежалых пленок нужна очень активная, тем более что Вы разбавленный
проявитель используете. Тут выравнивание не нужно, наоборот "отсечь" вуаль от теней нужно.

Даже при трехкратном "перефиксировании" ничего кримминального с пленкой не произойдет, не бойтесь. А вот финальную промывку для пленок я-бы посоветовал не меньше 15 минут делать, либо в часто сменяемой воде , смен 8-10 , либо в проточной.
Aleksiy
По порядку.

При разведении Д-76 1+3 "порция" проявителя объёмом в 250-350 млл (как для Вашего бачка) заведомо ОДНОРАЗОВАЯ. Так что, по 10% на каждую последующую плёнку добавлять не надо, а надо делать каждую плёнку в своей свежей порции разведённого проявителя (разведённого стока), который после обработки выливается.

С lford PanF+, экспонированной как ISO 50 действительно ,всё однозначно. Режим полностью расписан, он "штатный".

С лежалой Свема ФН64, срок хранения истек в 1993 году - будет сложнее. Прогнозируемая реальная чувствительность составляет около 25 ИСО. И если при таком разбавлении (1+3), то для достижения такой чувствительности проявлять надо около 20-23 минут. И действительно, при весьма повышенной агитации.
Впрочем, тут всё сильно зависит от условий хранения и индивидуальных свойств эмульсии.

Рецепт стопа: 20-30 млл 70-100% уксусной кислоты (эссенции) на 1 литр воды. У "УКСУСА" концентрации могут быть самые разные wink.gif sad.gif !
Время обработки в стопе 15-30 секунд при непрерывном помешивании, потом желательно один раз залить и слить бачек промывной водой (сделать таки небольшую промежуточную промывку). Потом дальнейшие операции можно вести на несильном свету.
Время фиксирования (полное) КОНКРЕТНОЙ плёнки в КОНКРЕТНОМ фиксаже находится примерно как трёхкратное время осветления. И бывает очень сильно разным!
Окончательная промывка в сильнопроточной воде должна быть порядка 20-30 минут, потом смачивание с каплей Фэри.

По определению времени фиксирования и опастности перефиксирования посмотрите ещё здесь:
http://www.d-76.ru/goods.php?id=526

Удачи!
dao
Спасибо за ответы!

Для меня принципиальный вот этот момент:

Цитата
При разведении Д-76 1+3 "порция" проявителя объёмом в 250-350 млл (как для Вашего бачка) заведомо ОДНОРАЗОВАЯ. Так что, по 10% на каждую последующую плёнку добавлять не надо, а надо делать каждую плёнку в своей свежей порции разведённого проявителя (разведённого стока), который после обработки выливается.


Я планировал использовать 1+3 diluted проявитель на 2-3 пленки компенсируя соответственным образом время проявки. Такое ли категорическое утверждение уважаемого Aleksiy? Есть ли у кого опыт повторного использования разведенного проявителя? Чего можна ожидать в этом случае?

Юрий
Sergei K.
Цитата(dao @ 17.1.2008, 12:43) [snapback]10137[/snapback]

Спасибо за ответы!

Для меня принципиальный вот этот момент:
Я планировал использовать 1+3 diluted проявитель на 2-3 пленки компенсируя соответственным образом время проявки. Такое ли категорическое утверждение уважаемого Aleksiy? Есть ли у кого опыт повторного использования разведенного проявителя? Чего можна ожидать в этом случае?

Юрий


При разбавлении проявители используются одноразово. Один из плюсов разбавления в том и есть
чтоб получать всегда предсказуемый и стабильный результат. При повторном использовании
этой-же порции рискуете получить нестабильные малопредсказуемые результаты. В теории, использовать его можно еще раз, т.к. проявляющие вещества в порции израсходуются не полностью, но незачем, и время проявки второй пленки придется каждый раз экспериментально подбирать...

Повторно (если это можно так назвать wink.gif ) порция может использоваться например тогда когда время проявки какой-то пленки под вопросом, и предварительно в бачковой порции проявителя проявляется совсем небольшой в 2-3 кадра ее кусочек для уточнения и корректировки времени проявки всей пленки. Но и в этом случае все-равно получается порция на 1 пленку. (иногда сам так делаю)


Вы уж поверьте Алексею, он знает что говорит. wink.gif Не стОит оно того, чтоб в разбавленной
порции пытаться больше одной пленки проявить.

dao
Спасибо еще раз,

С разведенным расствором разобрался. Действительно, думаю, это того не стоит, тем более в плане получения повторяющихся результатов.

Еще одно маленькое уточнение:

Для чего используют именно разведенный проявитель 1+... ?
Как я понимаю для:

1. Большая резкость.
2. Выравнивание.
3. Достижение бОльших времен проявки, и тем самым более точного контроля за самим процессом.

Из недостатков - большее зерно.

Прав ли я?

Юрий
Sergei K.
Цитата(dao @ 17.1.2008, 14:46) [snapback]10139[/snapback]


Еще одно маленькое уточнение:

Для чего используют именно разведенный проявитель 1+... ?
Как я понимаю для:

1. Большая резкость.
2. Выравнивание.
3. Достижение бОльших времен проявки, и тем самым более точного контроля за самим процессом.

Из недостатков - большее зерно.

Прав ли я?

Юрий


1. Иногда да. Сильно зависит от степени разбавления и агитации и буферности проявителя.
Но я-бы не относил выраженый резкостный эффект к плюсам, скорее это "спецэффект"
на некоторых сюжетах уместный, на некоторых - нет.

2. Да.

3. Да.

Насчет зерна - неоднозначно. Умеренное разбавление обычно даже чуть снижает зернистость, хотя
это и от состава проявителя и от свойств фотоматериала зависит, может и повысить. Насчет сильного разбавления сказать ничего не могу.
Aleksiy
1. БОльшая резкость получается далеко не всегда, и это скорее некоторый "бонус", чем запланированный важный эффект. При этом кроме резкости (если она повышается) увеличивается и зерно; правда обычно получается довольно резкое и красивое.

2. Выравнивание и снижение контраста - это обычно как раз основные эффекты, ради которых с заметно разбавленными рецептурами и работают. При этом некоторые рецептуры при разбавлении довольно заметно изменяют и характер работы, у того же Д-23 заметно возрастает S-образность (по сравнению со стоком) получаемой характеристической кривой.

3. "Достижение бОльших времен проявки, и тем самым более точного контроля за самим процессом." - а вот это уже как раз мало критично. При работе с разбавленными и особенно сильно разбавленными (а это 1+3 и больше) ошибки со временем становятся относительно очень мало знАчимыми. Куда бОльшее значение принимает соблюдение рекомендованного режима агитации и температуры.
dao
Добрый день,

Делюсь опытом проявки. Первый блин оказался комом sad.gif

PanF, проявлял по "стандартному" рецепту. Время проявки 15-15:30 минут. Результат - очень светлый негатив... Все изображение состоит из градаций светлосерых тонов. Очень много "белого", т.е. цвета подложки. Там где должны быть тона темных цветов (белых на негативе) практически все белое. Т.е. деталей в тенях практически нет. Только два кадра, на которых зимний пейзаж вышли по плотности более менее нормально. Эти кадры снимал с сильной плюсовой коррекцией, наверное поэтому так получилось. Кончик пленки (тот что засвечен во время зарядки пленки) получился абсолютно черный. На краю кадра, с той стороны, где что-то типа штрих кода, там полоски темные, с другой стороны, где надписи, типа "Ilford" и т.д. там тоже серый цвет - не черный.

Помогите разобраться в чем причина?

Наверное я не первый кто сталкивается с таким результатом...
До сканера пока не добрался. Могу выложить фото самого негатива (сфотографировать цифровиком негатив на белой бумаге, или на просвет)

Юрий
Sergei K.
Цитата(dao @ 28.1.2008, 10:36) [snapback]10225[/snapback]

Добрый день,

Делюсь опытом проявки. Первый блин оказался комом sad.gif

Помогите разобраться в чем причина?


Рискну предположить следующее :

Илфордовские "фирменные" времена ручной проявки указаны для температуры 20 градусов и для агитации (отрывок из документации на pan F)

Agitation
Intermittent agitation is recommended for use in
spiral tanks and deep tanks. With spiral tanks,
invert the tank four times during the first 10
seconds, then invert the tank four times again
during the first 10 seconds of each further minute.

Может агитация недостаточна ? или температура проявителя низкая была (перед заливкой в бачек меряли) ? Или ошибка экспонометрии ?
dao
Я так понял, что негатив получился недопроявленный.

Температура перед заливкой в бачок была 21С, с расчётом, что после заливки станет как-раз 20С. Агитация была хорошо извесная:

"1-я мин непрерывно.
2-я мин каждые 10 сек
3-я мин каждые 30 сек
4 и 5 мин каждые 60 сек
на 7 мин один раз.
послед каждые 5 мин одна ротация. "

Ошибки экспонометрии... Конечно, все возможно, но камера никогда не страдала таким недостатком. Перед этой пленкй снимал Вельвию, тоже 50. Так все с экспозицией нормально.
Звезда Полынь
Подскажите пожалуйста кто имел дело с очень просроченной свемой (83г), Отснята(вернее почти отснята)), как 25исо. Из проявителей д-23 , микрофен и родинал, что лучше применить для получения приемлемого изображения.
Aleksiy
Не совсем понял, когда была экспонирована Ваша пленка, в 80-х или недавно?

Некоторое время назад удалось неплохо проявить широкую пленку конца 80-х - начала 90х. Проявлял в разбавленном "утомленном" Д-23 с добавкой антивуалентов. Подробно написАл в "текущем дневнике":
http://forum.d-76.ru/index.php?s=&...post&p=8922
Звезда Полынь
Цитата(Aleksiy @ 17.4.2010, 7:50) *
Не совсем понял, когда была экспонирована Ваша пленка, в 80-х или недавно?

Некоторое время назад удалось неплохо проявить широкую пленку конца 80-х - начала 90х. Проявлял в разбавленном "утомленном" Д-23 с добавкой антивуалентов. Подробно написАл в "текущем дневнике":
http://forum.d-76.ru/index.php?s=&...post&p=8922

Экспонируется грубо говоря сейчас,осталось ещё 2 кадра , дата на упаковке 83г. Что тоже д-23 её?
Aleksiy
Ну, да. Хоть какие-то шансы. Но стоило бы дать переэкспозицию побольше.

А вообще, не стОит на просрочку (тем более, но одиночные пленки) тратить время и силы. ИМХО.
Звезда Полынь
Цитата(Aleksiy @ 17.4.2010, 12:38) *
Ну, да. Хоть какие-то шансы. Но стоило бы дать переэкспозицию побольше.

А вообще, не стОит на просрочку (тем более, но одиночные пленки) тратить время и силы. ИМХО.


Это была тестовая плёнка.Проверял вопросы съёмочно технического характера ,плюс просто снимал . Хочется ,что бы ещё и что-то приличное получилось.
Может тогда в родинале её 1:100?
Звезда Полынь
Цитата(Звезда Полынь @ 17.4.2010, 15:22) *
Это была тестовая плёнка.Проверял вопросы съёмочно технического характера ,плюс просто снимал . Хочется ,что бы ещё и что-то приличное получилось.
Может тогда в родинале её 1:100?



Я проявляю родиналом 1:200, вот и посмотрим что выйдет. Через часик напишу ,что получилось
RAE
Разбавлеными проявителями вытянете вуаль.
Здесь нужна нормальная концентрация и антивуалент.
Звезда Полынь
Цитата(RAE @ 19.4.2010, 18:41) *
Разбавлеными проявителями вытянете вуаль.
Здесь нужна нормальная концентрация и антивуалент.


Мне было лень разбавлять сухие смеси и осталось почти 4 мл родинала,надо было использовать,а то пропал бы. Концентрация получилась 1:140-150,температура раствора 22градуса, 35минут,ротации - первые пять минут почти не прирывно ,потом через каждую минуту,под конец промежутки увеличивались.
Вуаль полезла,жесткая,вижу такое впервые. 3 кадра с экспокорекцией в 4 ступени проявились хорошо,для такой концентрации проявителя. Остальные прозрачные. Часть кадров была снята ночью и вечером. В принципе своего ,я добился. Место засветок на ИСКРЕ найдено, а кадр который мне хотелось проявить нормально,всё равно был сильно недодержан.
pilligrim
А это будет вам наука!

Никода не начинайте с эксперементальных рецептов! Разбавление - это нештатная операция и прибегать к ней можно осмысленно и ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО как получите стандарный результат.

Проявляйте стандартно и будет нормальная отправная точка.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.