Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: ЛИТ-печать
ФОТОРЕЦЕПТУРНЫЙ ФОРУМ > Фотоматериалы и их использование > Нетрадиционные и специальные методы обработки и получения фотоизображений
Страницы: 1, 2
dimonpit
Долго(почти год) присматривался к данному процессу.Искал в инете статьи и описания,и чем больше читал тем больше запутывался.А в один прекрасный момент понял,что Ли Фрост в своей книге "Черно-белая фотография"в разделе "сверхконтрастная печать" именно про ЛИТ и пишет.Перечитав ее в очередной раз понял,что ничего сверхсложного в этом процессе нет.
Заказал здесь в "Фотоаптеке" проявитель Д-9 и начал познавать ЛИТ-печать.
Скажу сразу,что разведенные растворы 1 и 2 сразу лучше не смешивать,а хранить их в отдельных емкостях и смешивать порциями непосредственно перед печатью.Т.К. смешанные между собой(т.е. готовые 2литра запасного раствора) хранятся очень плохо и как не старайся плотно закрыть емкость,он(запасный раствор) воздух "сосет" как пылесос(сжатая пластиковая 2-ух литровая бутыль уже на утро становится совершенно не сжатой).
Одного литра проявителя(100мл. запасного раствора+900мл. воды) хватает на 3-4 отпечатка форматом 18х24.
Время проявки занимает от 5-7мин.(1-ый отпечаток) до 20-30мин.(4-ый).Хотя один раз уже на четвертом отпечатке проявка остановилась где-то на "пол-пути".Долил около 50-70мл. свежего раствора и обработал нормально еще два отпечатка.
Печатал на трех разных бумагах:Славич Унибром(картон,матовая,нормальная),Славич Бромпортрет(картон,глянцевая) и Rollei Vintage(картон,матовая).На всех трех эффект разный.Роллей интенсивней окрашивается,фактура получается ровненькой такой Изображение
Унибром окрашивается по разному(пока не установил зависимость,но думаю зависит от экспозиции и времени проявки),фактура более "рваная",но интересная Изображение Изображение
Бромпортрет фактура то-же получается "ровненькая",мягкая Изображение

Вот вроде и все,что успел узнать на собственном опыте.
И еще,попробовал напечатать пару портретов,судите сами.(Унибром матовая,нормальная)
Изображение Изображение
pavelt
Красивый результат, особенно с Роллея. Кстати, где-то читал, что еще лучше получается МАСО, надо попробовать.
dimonpit
Цитата(pavelt @ 27.1.2009, 23:41) [snapback]14137[/snapback]

Красивый результат, особенно с Роллея. Кстати, где-то читал, что еще лучше получается МАСО, надо попробовать.

фактуру(т.е. бумагу) как мне кажется под каждый сюжет разную надо подбирать.
где-то хорошо будет смотреться "ровненькая",а где-то и "рваная".
dimonpit
и еще забыл добавить по самой проявке(для тех кто будет печатать в первый раз).
Во время проявления очень долго(по сравнению с обычной печатью) с бумагой совершенно ничего не происходит,т.е. как положили в проявитель чистый лист,так он там и плавает.И только после пятой-восьмой минуты(в среднем) начинает медленно появляться изображение.И вот тут-то уже и нужно быть готовым к тому что-бы быстро извлечь отпечаток из проявителя потому,что время дальнейшей проявки исчисляется уже десятками секунд.Небольшая сложность визуального контроля проявки в том,что уже после первого отпечатка проявитель начинает мутнеть,приобретая бурый цвет(который становится плотнее после каждого отпечатка).И хотя в некоторых статьях не рекомендуют извлекать отпечаток из проявителя до окончания проявки,лично я на несколько секунд достаю его что-бы проконтролировать процесс.
Само проявление прерывается стоп-ванной(обязательно наличие),а не как при обычной печати(при правильной экспозиции через 1-3 мин. проявка и остановиться),в ЛИТе отпечаток будет набирать плотность все время,пока совершенно не почернеет или пока не выдохнется проявитель.Решение о том когда остановить проявку принимаете Вы сами,или опираясь на определенные худ.замыслы по отпечатку или когда просто сочтете что"усе,хватит".smile.gif))
Экспонировать бумагу для ЛИТа нужно на две-три ступени больше,чем для обычной печати.Если к примеру для обычной печати время экспозиции 20сек. то для ЛИТа(этот-же негатив) смело можно начинать с одной минуты.Подбирая время экспозиции,можно регулировать контраст отпечатка.Если отпечаток получился контрастным,то увеличьте время экспозиции на пол-ступени(время проявки немного сократится).,если "вялый" то уменьшите время(время проявки увеличится).

пока все.
dimonpit
такс,просидев сегодня больше трех часов под Ф/У понял,что фактура отпечатка во многом зависит от свежести проявителя.В свежем растворе первый отпечаток получается с едва различимой(но все равно заметной) фактурой,второй-третий уже с довольно таки заметной,а вот дальше получается уже так сказать "на любителя"(неравномерная,местами "рваная",хотя на некоторых сюжетах смотрится очень хорошо).
pavelt
спасибо за передачу опыта. Сам я не смог пока понять вот что - у меня бумага мультиконтрастная, так вот как зависит выбор контраста в ЛИТ- непонятно.... пробовал печатать раза три, когда получалось хорошо, а когда вообще не получалось...
dimonpit
Цитата(pavelt @ 1.2.2009, 2:30) [snapback]14197[/snapback]

спасибо за передачу опыта. Сам я не смог пока понять вот что - у меня бумага мультиконтрастная, так вот как зависит выбор контраста в ЛИТ- непонятно.... пробовал печатать раза три, когда получалось хорошо, а когда вообще не получалось...

на мультиконтрастную не печатал
а вот на моноконтрастной регулируется экспозицией при печати.
уменьшить контраст-экспозицию увеличиваем,сокращается время проявки
увеличить контраст-уменьшаем экспозицию,соответственно проявка увеличивается.
GriZZly
Цитата(dimonpit @ 1.2.2009, 11:36) [snapback]14198[/snapback]

уменьшить контраст-экспозицию увеличиваем,сокращается время проявки
увеличить контраст-уменьшаем экспозицию,соответственно проявка увеличивается.

А разве и для обычной печати это правило неверно?)
dimonpit
Цитата(GriZZly @ 4.2.2009, 17:25) [snapback]14272[/snapback]

А разве и для обычной печати это правило неверно?)

не совсем,для обычной печати еще и "дыркой" объектива управляют.
YuG
Лит-печать:
http://www.mdf.ru/contests/silvercam/silve...dbuilding_sk07/
гран-при Серебряной камеры.
dimonpit
Цитата(YuG @ 12.2.2009, 21:36) [snapback]14582[/snapback]

Лит-печать:
http://www.mdf.ru/contests/silvercam/silve...dbuilding_sk07/
гран-при Серебряной камеры.

был на выставке,видел енти работы
мне не понравилось то,что они почти все пятнами,и еще сложилось такое ощущение что они недопроявленны.
енто все лично мое мнение.
Andrei_Evd
Цитата(dimonpit @ 13.2.2009, 12:18) [snapback]14592[/snapback]

был на выставке,видел енти работы
мне не понравилось то,что они почти все пятнами,и еще сложилось такое ощущение что они недопроявленны.
енто все лично мое мнение.

На выставке не был, но то, что вы описываете, пятна это возможно брак, либо при печати непостоянно покачивали кювету (её можно останавливать, но не на долгии промежутки времени), на одном отпечатки из того, что я увидел по ссылке пятна из-за того, что его тёрли пальцами, чтобы достигнуть большей плотности.
Как такового понятия "недопроявлены" в лите быть не может, здесь отпечаток может быть в светлой тональности, тёмной тональности и то, что называют, нормальный. Большое влияние на плотность оказывает время экспонирования.
P. S. Дима, если это ты, о ком я думаю, можем пересечься и я тебе покажу разные примеры лита.
dimonpit
Цитата(Andrei_Evd @ 13.2.2009, 14:17) [snapback]14593[/snapback]

На выставке не был, но то, что вы описываете, пятна это возможно брак, либо при печати непостоянно покачивали кювету (её можно останавливать, но не на долгии промежутки времени), на одном отпечатки из того, что я увидел по ссылке пятна из-за того, что его тёрли пальцами, чтобы достигнуть большей плотности.
Как такового понятия "недопроявлены" в лите быть не может, здесь отпечаток может быть в светлой тональности, тёмной тональности и то, что называют, нормальный. Большое влияние на плотность оказывает время экспонирования.
P. S. Дима, если это ты, о ком я думаю, можем пересечься и я тебе покажу разные примеры лита.

я еще только познаю лит,но не согласен с утверждением,что не может быть недопроявлен отпечаток

по поводу пересечься немного не допонял
GriZZly
Первая попытка лит принта
бумага - FOMASPEED C312 неизвестного срока годности (скорее всего чуть просрочена, над год или два)
проявитель - здешний Кодак Д-9, фиксаж фома, стоп ванна из самодельного яблочного уксуса (гложут сомнения в эффективности), чем её можно заменить из того что есть на кухне?
увеличитель - Азов.
Изображение
1 и 2 - кадры изначально неконтрастные, кодак монохром (ProFoto BW400) - получился абсолютный брак, похоже что нужно уменьшить время экспонирования?
3 и 4 - Илфорд ХП5 400, тоже результат неудовлетворил
5,6,7,8 - Одна и таже сложная и контрастная плёнка кодак 3200, все кадры примерно одинаковой плотности и какие же получились разные отпечатки!!! время экспонирования везде примерно 30-60 секунд, дыра 5.6-8, и при этом снимок №7 ужасно неконтрастный а 6 и 8 - очень контрастные...

самый интересный для меня - снимок номер 5 - он был проявлен четвёртым в кювете и совершенно недопроявился (дико контрастный - были видны ОЧЕНЬ чёрные ноги, в остальном бумага осталась белой), тогда я долил ещё проявителя - и тут на моих глазах как по волшебству стала появиляться информация в светах!!!
Это очень здорово - то есть мне удалось с очень сложного кадра одновременно получить и контрастный отпечаток (с явной чёрной точкой) и при этом как из шляпы волшебника достать информацию из светов!
К сожалению не знаю как повторить такой результат снова
вот эта картинка крупнее:
Изображение
буду рад советам )
к сожалению пока печатаю так мало, без экспериментов потому что нет бумаги, есть только 4 пачки 50х60, а резать её нет никакого желания...никто не хочет поменяться на более мелкую? (нигде кстати не могу найти где на них указан срок годности)
YuG
Как-то странно у Вас получается: поле отпечатка менее белое, чем, скажем лоб девушки (8) или блик на воде.
Odnako..
Цитата(GriZZly @ 5.3.2009, 23:00) [snapback]15109[/snapback]

Первая попытка лит принта

обои забавные... наверное это хрущёвка? smile.gif


p.s. наиболее перспективным для данного метода печати мне представляется сюжет номер 6. но покрупнее надо.
vakenburt
Цитата(dimonpit @ 1.2.2009, 11:36) [snapback]14198[/snapback]

на мультиконтрастную не печатал
а вот на моноконтрастной регулируется экспозицией при печати.
уменьшить контраст-экспозицию увеличиваем,сокращается время проявки
увеличить контраст-уменьшаем экспозицию,соответственно проявка увеличивается.


Да, мультиконтрастная бумага реагирует на фильтры также, как и обычная фотобумага.
При печати при прочих равных делаю чуть контрастней среднего wink.gif
dimonpit
вчера попробовал напечатать на бумаге "Фотопринт"(пластик,срок годности до 91г.),результаты вплне устроили меня!
правда несколько листов "пошли" пятнами,но енто думаю можно списать на возраст бумаги.

Изображение

запасные растворы развел новые,т.к. остатки прошлых(около 400мл.) просто вытекли из бутыли(в честь чего,так до сих пор и не определил)
vaganov
подскажите пожалуйста, печатал на Д-9 (здешний) бумага Березка годов 90-ых , разводил прямо перед печатью, 100 грамм раствора 1 и 100 грамм раствора 2. довел до 2-х литров. отпечатал около 10 фотографий, эффекта лит так и не получил, и раствор еле-еле потемнел. А все пишут, что должен сильно потемнеть. Что может быть не так?
pilligrim
Цитата(vaganov @ 14.4.2009, 0:47) [snapback]15977[/snapback]

подскажите пожалуйста, печатал на Д-9 (здешний) бумага Березка годов 90-ых , разводил прямо перед печатью, 100 грамм раствора 1 и 100 грамм раствора 2. довел до 2-х литров. отпечатал около 10 фотографий, эффекта лит так и не получил, и раствор еле-еле потемнел. А все пишут, что должен сильно потемнеть. Что может быть не так?


Берёзка - отвратная бумага. В отличие от просроченного барита со временем совершенно умирает. Вуаль непобедимая и контраст никакой. А для Лита вообще думаю неподходит. Попробуйте что нибуть настоящее баритовое.
Aleksiy
Да, полиэтиленированные бумаги первых выпусков хранятся совершенно отвратно sad.gif . В разы меньше "запредельный" срок хранения, чем у баритовых. Единственный исторический плюс - на первых выпусках Серебра в неё не жалели, но было это ТАК давно...
leha_hitriy
Полтора месяца занимался печатью у Валерия Самарина(известный по всему инету фотографер вилок)smile.gif. К слову дядька классный.Всем рекомендую кто в Москве. Ну так вот това. Последнее занятие у нас было по Лит печати. Что я из него почерпнул. Лит проявитель использует четырехрастворный. Покупается энто дело в русхимру. Плюсы-возможнось контролировать зерно,цвет и т.п. Смешиваем непосредственно перед печатью . Далее накидываем просроченной засвеченной бумаги(10*15) листиков 6-7. То есть заранее подсаживаем раствор. Печатали мой моноклевый пейзажик 40*30. Рекомендованная бумага - фома , славич нормальная . Ни в коем случае не мультиконтраст. Печатали на увеличители Лейтц. Экспозиции давали разные.
Остановились на 300 сек. Результатом я доволен, монокль и лит вместе рулят. smile.gif
GriZZly
А рецепт где??))
leha_hitriy
Цитата(GriZZly @ 14.5.2009, 18:16) [snapback]16698[/snapback]

А рецепт где??))

a - метабисульфит натрия 25 гр\л
ГИДРОХИНОН 50 гр\л ( проявитель)
b - NAOH едкий натр 50 гр\л щелочь ( контраст)
c - сульфит натрия безводный 100гр\л (зерно)
d - калий бромистый 100 гр\л (цвет)
а-b-с -50мл
d- 20мл
Вода 2 литра
GriZZly
Здорово, надо будет подумать где их можно достать...
а есть примеры?
leha_hitriy
Цитата(GriZZly @ 16.5.2009, 19:33) [snapback]16764[/snapback]

Здорово, надо будет подумать где их можно достать...
а есть примеры?

Скан с отпечатка 30*40.
shy
считаю необходимым вступться за "русские березки", хоть сам из Украины. так вот эта самая БЕРЕЗКА в ОРВО-105 давала прекрасные и по контрасту, и по плотности отпечатки. срок годности окончился в 90-м году. могу выложить сканы ! wink.gif
dimonpit
давненько что то я не писал в "свою" тему.
так вот,опять печатал сегодня лит(ессесно в "местном" Д-9),но разбавление сделал не 50+50+900,а 100+100+900
бумага(как почти и всегда) Унибром,картон матовая,кажись еще свежая.
первое что сразу бросилось в глаза,енто время прояления(ну енто и понятно,ведь концентрация Д-9 побольше),первый отпечаток проявилси примерно за три минуты.
второе: изменилась тональность отпечатка,оттенок стал нежно-розового цвета.
третье: меньше "зерно" бумаги,т.е. фактура не очень сильно видна (енто относится ко всем отпечаткам,кроме последнего)
и четвертое: в одном приготовленном растворе проявил восемь листов 18х24(при меньшей концентрации проявителя,обрабатывал около 4-5 листов)

отпечатки показать естесвенно не могу,т.к. пока промываются,потом еще минимум недельку под прессом.
результатами осталси очень доволен.
pavelt
Кстати, есть еще интересный вариант - если для лит печати использовать бумагу Fomatone теплого тона, то можно получить три оттенка, включая розовый. Это возможно только на этой бумажке, так как у нее в эмульсии есть соли кадмия, которые и определяют появление третьего цвета.
dimonpit
Цитата(pavelt @ 24.8.2009, 12:05) *
Кстати, есть еще интересный вариант - если для лит печати использовать бумагу Fomatone теплого тона, то можно получить три оттенка, включая розовый. Это возможно только на этой бумажке, так как у нее в эмульсии есть соли кадмия, которые и определяют появление третьего цвета.

Фоматон енто фомовский который?
pavelt
Да это Фома теплого тона. Мы привезем пару пачек к слдующей неделе.
dimonpit
вот пример последней печати
dimonpit
сегодни обнаружил такую интересную штукуёвину:
валялась дома пачка старой бумаги Славич Бромэкспресс-2 (пластик),при обычной печати вуалировала сильно,попробовал ради интереса напечатать по лит-процессу и был приятно удивлен,подложка "кристально" белая.
буду на лит ее изводить

вот кстати с ентого Броэкспресса
pavelt
Да, мы такой эффект тоже обнаружили - была пачка Кодак Полимакс 30х40, обычной печатью не печаталась, так как чуствительность листов была разная, и плюс еще и листы полосами разной чуствительности.

А по литу очень неплохо обрабатывалась, вот только одна проблема - единичные листы проявили истинные лит свойства, остальные представляли из себя нечто среднее между литом и нет.

Жаль отсканировать не можем - 30х40 такого сканера нету в доступе....
dimonpit
вот очередная печать на просроченном(1991г.) Славиче. При обычной печати вуалирует прилично
контакт с негатива 8х10

Bullet
Цитата(leha_hitriy @ 15.5.2009, 15:51) *
a - метабисульфит натрия 25 гр\л
ГИДРОХИНОН 50 гр\л ( проявитель)
b - NAOH едкий натр 50 гр\л щелочь ( контраст)
c - сульфит натрия безводный 100гр\л (зерно)
d - калий бромистый 100 гр\л (цвет)
а-b-с -50мл
d- 20мл
Вода 2 литра



Намешал примерно похожий "супчик", подсаживал его в начале 3-мя листами 18х24 просроченного советского "пластика", далее подогревал до 30-40 градусов.
Вот примеры результатов на Бромэкспрессе, как водится, просроченном:





Baden-Baden
Bullet,
скажите, а вот на первом снимке я вижу вы справа чуток запечатали, как это у вас выглядело? У меня маска отработала, а запечатывание без особого эффекта.
Bullet
Цитата(Baden-Baden @ 25.2.2010, 0:22) *
Bullet,
скажите, а вот на первом снимке я вижу вы справа чуток запечатали, как это у вас выглядело? У меня маска отработала, а запечатывание без особого эффекта.


Не поверите, но ничего не запечатывал и не маскировал
Так что подсказать с этим не смогу huh.gif
GeloHiglod
Цитата(leha_hitriy @ 15.5.2009, 15:51) *
a - метабисульфит натрия 25 гр\л
ГИДРОХИНОН 50 гр\л ( проявитель)
b - NAOH едкий натр 50 гр\л щелочь ( контраст)
c - сульфит натрия безводный 100гр\л (зерно)
d - калий бромистый 100 гр\л (цвет)
а-b-с -50мл
d- 20мл
Вода 2 литра



это точный рецепт??? намешали что то не работает((((
погите плиииииз
четырех растоврный хорошо бы))))
Bullet
Цитата(GeloHiglod @ 2.3.2010, 14:12) *
это точный рецепт??? намешали что то не работает((((
погите плиииииз
четырех растоврный хорошо бы))))





У меня тоже работало.
Какая бумага у вас?
уменьшите кол-во сульфита, точнее раствора сульфита в рабочем растворе. попробуйте 30, а не 50 мл.
парой листов бумаги, старой полностью засвеченной "подсадите" раствор перед работой.
в крайнем случае подогрейте до 40 градусов, но это в крайнем.
Bullet
Попробовал рецепт Kodak D-85

Solution A
Water at 125° F 500 ml
Sodium sulphite 36.5 g
Boric acid crystals 9.4 g
Hydroquinone 28 g
Potassium bromide 2 g
Water to make 1 litre

Solution B
Water at 90 ° F 500 ml
Sodium bisulphite 11 g **
Sodium sulphite 1 g
Paraformaldehyde 37.5 g
Water to make 1 litre

Вкратце:

Первый раствор при приготовлении, ессна, не вызвал никаких трудностей или неприятностей, чего нельзя сказать про второй. Начитавшись всяческих эпитетов про параформальдегид, россказни про канцерогенность гидрохинона казались мне детской страшилкой.
37,5 граммов белого, вонючего порошка наотрез отказывались полностью растворяться в 0,5 л. воды при заявленной температуре 32 C градуса (что соотв. 90 F), в связи с чем пришлось добавить еще 500 горячей воды и растворять эту гадость в литре. Если кто вдруг решится на подобный эксперимент дома, категорически советую готовить это на балконе.
Вообщем, периодически высовываясь в окно, чтобы отдышаться, подливая кипяток в раствор и приправляя это все отборным матом huh.gif мне все-таки удалось растворить необходимое кол-ва параформа в литре воды получив прозрачный, но аццки вонючий раствор. Далее я смешал его согласно рецепту с 4-мя частями раствора "А" (100 раствора B+400 раствора А) и сразу же эта смесь, как полагется моментально окрасившаяся в коричневый цвет из-за реакции выделившейся из параформа щелочи с гидрохиноном была была разведена 2 литрами воды.




Проявитель оказался на редкость живуч, раствор болтался около четырех часов в кювете и совершено исправно вытягивал сначала светА, давая малоконтрастное мягкое изображение, а потом, так же исправно, запускал инфекционное проявление давая глубокие тени. Порцию пришлось заменить лишь после 20-25-го отпечатка (печатал на форматах 18x24 и 24x30 вперемешку), так что с ресурсом тоже все в порядке, при чем заменить лишь пришлось не потому что он перестал работать или не запускал инфекцию, а лишь потому что на одной из бумаг он стал выдавать хаотичные черные точки при инфекции, так называемые "pepper grain" - видимо "сгорал" весь сульфит, так как, насколько я понимаю именно он образует необходимое кол-во щелочи вступая в реакцию с формальдегидом.



*примеры на бумаге Славич Бромпортрет-1 (проявить до 1991)

** использовал 11 грамм Метабисульфита натрия

*** рекомендации по работе при хорошей вентиляции считаю небезосновательными, просидев около трех часов в закрытом помещении (около 10-11 кв.м.) без принудительной вентиляции я понял что испытываю неприятные ощущения в горле, которые прошли после 30 минут на открытом воздухе. Хоть и все дело в идивидуальной переносимости/непереносимости, тем не менее я предупредил wink.gif

Aleksiy
Красиво wink.gif !
Bullet
Цитата(Aleksiy @ 17.4.2010, 10:04) *
Красиво wink.gif !



Спасибо wink.gif

Раз уж так - вопрос smile.gif

Как все это хранится под "пробку" в виде отдельных растворов ?(в первую очередь вопрос о сохранности касаемо Solution "A", так как полагаю, что "B" хранится без проблем, а вот в А маловато сульфита)
Aleksiy
Первый раствор закислен и Гидрохинон защищен значительным количеством Сульфита.
Так что в бутыле "под пробку" можно совершенно не беспокоиться за сохранность - несколько месяцев точно.
Bullet
Интереса и общеобразования ради,если позволите:
а какую роль в данном случае выполняет Борная кислота?
Буфер, чтобы при сильном разбавлении PH не менялся?

*печатал им еще раз, при увеличении разбавления увеличивается время проявления, уменьшается текстура изображения, но отпечаток становится более "цветным", если так можно выразиться. Присутствуют оттенки от светлокоричневого, кремового до слегка выраженного салатового wink.gif
tupolev140
покажи примеры, сканер же есть... wink.gif
Bullet
Цитата(tupolev140 @ 22.4.2010, 23:00) *
покажи примеры, сканер же есть... wink.gif


у меня сканер такой..
попытался что-то вытянуть, но всего, не передает, увы huh.gif

dimonpit
и снова "аптековский" D-9 и просроченный Славич

bazoon_77
Тоже хочу попробовать кодак д-85.
Часть ингридиентов была и раньше, но опасался работать с параформом.
Теперь оборудовал себе отдельное помещение (раньше печатал в общей ванной) и все же решил попробовать.
Купил у нашего местного поставщика химии банку этого вещества, но оказалось, что у них
за время хранения оно превратилось из порошка в нечто водянистое (жидкость и какой-то осадок).
Теперь не очень представляю себе как это правильно отмерить.
Я так понимаю, что жидкость - это, видимо, и есть формальдегид в чистом виде ? А осадок - параформальдегид ?
Сколько граммов (миллилитров ?) теперь нужно на 1 л раствора ?
pavelt
Теперь определить сколько этого вещества добавлять не получиться - вы же не знаете насколько он разложился и сколько набрал воды. Надо эту банку выбросить и купить нормальный реактив, тогда результаты можно будет как-то интерпретировать.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.