Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Самостоятельная проявка слайдов
ФОТОРЕЦЕПТУРНЫЙ ФОРУМ > Фотоматериалы и их использование > Негативный процесс обработки
Страницы: 1, 2, 3
abiker
Осмелюсь начать еще одну тему по вопросу самостоятельного изготовления слайдов.
Недавно очень заинтересовался данной темой, хочу попробовать для начала отснять несколько пленок и проявить.
Конечная цель - просмотр снимков на слайд-проекторе с друзьями/семьёй.
Прочитал темы форума, некоторые другие материалы, но для окончательного разрешения образовавшегося сумбура в голове, прошу уважаемых товарищей разъяснить некоторые вопросы.

1. Во-первых, какие реактивы сейчас можно достать. В "Текущем дневнике обработок плёнок" этого сайта упоминается набор ЦО345 (http://www.d-76.ru/goods.php?id=543), но этот набор, видимо, сейчас не доступен, и ссылка не работает. Будет ли этот набор доступен для приобретения в ближайшее время? ПотОм, есть вроде фирменные наборы от разных производителей, например, от Кодака (http://www.photosale.ru/inc/price.php?show=112782513232454). Если покупать фирменный набор, какому отдать предпочтение?

2. Какую пленку выбрать? Экспериментировать с разными пленками особо не хочу, по Вашему совету планирую остановиться на чём-нибудь конкретном.

3. Любую ли слайдовую пленку можно проявить с помощью любого набора химии? Или есть фотоматериалы, которые допускают обработку строго определенными наборами реактивов? И вообще, если так, то какое сочетание пленка/набор химии Е-6 стоит рассматривать для покупки и последующего использования?

4. Продаваемые наборы химии обычно рассчитаны на получение 5 литров рабочих растворов. Если проявлять за раз небольшое количество пленок, то насколько долго можно хранить реактивы до последующего использования, и какое (в среднем) число пленок может быть обработано до истощения химии (пленка тип 135-36)?

5. Можно ли проявлять пленки по процессу Е-6 в том же спиральном бачке, в котором проявляю черно-белые пленки, или завести отдельный?

6. Если приобретается набор химии (фирменный, или фотоаптечный), нужно ли что-либо еще для обработки? Точнее говоря, содержится ли в наборе всё, что нужно для проявки от начала и до конца?

7. Что такое трех-ванное и шести-ванное проявление? 3-ванное вроде должно быть попроще, чем 6-ванное. Какое у них принципиальное различие? Можно ли купить сейчас 3-ванный набор, и как узнать, сколько-ванным является тот или иной набор?

Благодарю заранее за ответы-советы.
Mark_zh
Копипаст с нашего форума

Автор: AV-music
Дата: 31 Окт 2008 14:37

я проявил самостоятельно достаточно много листовых слайдов, но всегда делал это на процессоре в специальных бачках. можно конечно делать так дома, но это потребует определенных вложений в оборудование. целью моего эксперимента была проявка слайда именно в домашних условиях в обычном ч/б бачке стоимостью в 500р.

немного о процессе. процесс обращения цветных пленок был стандартизирован компанией Kodak, и получил название E-6 по количеству растворов, которые в нем используются. на самом деле растворов не шесть а семь, но об этом чуть позже.

полный 6-ти ванночный процесс E-6:
1. Film warm-up (преднагрев бачка с пленкой); 4 мин при 38
2.First Developer (ч/б проявитель); 6-7мин при температуре 38 +/-0.3
3. прмывка водой; 2 мин при температуре 38 +/-1
4. Reversal Bath (обращение); 2 мин при температуре 38 +/-1
5. Colour Developer (цветной проявитель); 2 мин при температуре 38 +/-1
следующие процессы можно делать при дневном свете
6. Pre-Bleach (предотбеливатель); 2 мин при температуре от 35 до 40
7. Bleach (отбеливатель); 6 мин при температуре от 35 до 40
8. Fixer (фиксаж); 4 мин при температуре от 35 до 40
9. 3 промывки водой 1+1+2 мин при температуре от 35 до 40
10. Final Rinse (этот процесс делается для лучшего высыхания и сохранения слайдов); 1 мин при комнатной температуре

помимо "полноценного" процесса сущестует еще "укороченный" 3-х ванночный процесс для "домашнего использования".
1. Film warm-up (преднагрев бачка с пленкой); 4 мин при 38
2. First Developer (ч/б проявитель); 6,5-7мин при температуре 38 +/-0.3
3. прмывка водой; 2,5 мин при температуре 38 +/-1
4. Colour Developer (цветной проявитель); 7 мин при температуре 38 +/-1
5. прмывка водой; 2,5 мин при температуре 38 +/-1
6. Bleach Fix (отбеливатель/фиксаж); 7 мин при температуре от 35 до 40
7. промывка водой 4 мин при температуре от 35 до 40
8. Final Rinse (Stabilizer); 1 мин при комнатной температуре

оба процесса идут примерно 35 мин. но второй значительно проще из-за одинаковых времен нахождения пленки в растворах и меньшего кол-ва самих растворов. химию для E-6 выпускает Kodak (только 6-ванночный), Tetenal (3-х и 6-ванночный) и FujiHunt (6-ванночный). в продаже можно почти всегда найти Kodak E-6 single use и Tetenal E-6 3-bath single use kit. к сожалению с покупкой Fuji могут возникнуть некоторые проблемы. Kodak продается китом на 5 литров растовра, Tetenal можно найти на 5 и на 1 литр.

об экономике: практически все производители придерживаются простого правила - 100мл хватает для проявки одной пленки 35мм или одной пленки type 120 или одного листа 8x10" (соответственно 4 листа 4x5"). стоимость 5-литрового набора в районе 2500р. итого на одном наборе можно проявить 50 пленок и стоимость проявки одной пленки составляет 50р. на практике обычно расход идет примерно 300мл на 2 пленки и стоимость проявки будет в районе 75р.

хранение реактивов: оригинальный кодаковский E-6 в "забодяженном" состоянии хранится не более 1 недели (по заверениям самой фирмы), я бы рекоммендовал придерживаться этого. с тетеналом все намного лучше - у него разведенные растворы хранятся до 6 недель а вскрытые концентраты - до полугода (что очень хорошо для "домашнего использования").

теперь сам процесс: первое что нам нужно сделать - как то термостабилизировать процесс на 38 градусах. в отсутствии процессора это можно сделать в ванне. на самом деле при определенном обьеме воды температура в ванне держится достаточно стабильно в течение 10-20 мин. для этого нам потребуется термометр с разметков минимум в 0.2 градуса который бы "перекрывал" температуру в 38гр. для этого можно купить специальный "цветной" фототермометр http://www.photosale.ru/inc/price.php?show=1155917... на крайняк можно пользоваться обычным электронным "человеческим" термометром (только не ртутным! так как его нужно "сбрасывать"). вообще для домашней проявки можно держать температуру в пределах 38 +/- 1 и особозаметных цветовых отклонений не будет.

для начала разводим нужное кол-во растворов, заряжаем пленку (в моем эксперименте использовался односпиральный бачек фирмы AP на 300мл) и все это помещаем "плавать" в ванну (чтобы растворы и бачек прогрелись до 38) туда же помещаем бутылку с водой для промывки. далее "подгоняем" температуру максимально точно под 38гр и начинаем процесс.

http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p/...eec6e9/view.pic

в качестве таймера я бы посоветовал разориться на Paterson Triple Timer,
http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p/...0af320/view.pic

но в принципе подойдет любой секундомер. далее все делаем по инструкции, которая прилагается к химии. скажу, что эти 35 мин сильно скучать не придется, так как надо постоянно крутить спираль паралельно с подготовкой следующего раствора и поддержанием температуры в ванне. я обычно засекаю время таким образом - залил раствор, включил таймер, время вышло - вылил раствор. об точном соблюдении времени поговорим чуть позже. все основные растворы и промывки делаются в ванной при температуре 38 гр. в реалиях более-менее точно нужно поддерживать температуру только на первом проявителе, отбеливателе и цветном проявителе. далее на это можно забить и просто продолжать процесс, так как ванна не успеет охладиться ниже 35гр.

http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p/...4639e9/view.pic

для бачка лучше сделать пенопластовый "поплавок" (как на фото), чтобы он не дай бог не утонул в ванне :-). после финальных промывок достаеем бачек из ванны и заливаем в него final rinse. после этого НЕ ПРОМЫВАЕМ пленку
http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p/...a49a7a/view.pic
а сразу вешаем ее сушиться.
http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p/...abd1ff/view.pic
непросохшая пленка имеет несколько странный цвет, но так и должно быть. после просыхания все будет ок. сохнет пленка обычно несколько часов, при этом ее начинает сильно коробить - это тоже нормально. после просыхания она будет ровной.

теперь об многократном использовании химии. несмотря на то что химия single use, ее можно использовать многократно НО если проявлять сразу же. постоявшая даже несколько дней химия может давать всякие цветовые расбалансы и лучше на этом не экономить. я проявил в одной и тойже химии две пленки подряд. получилось нормально.

единственное - стоит увеличить время проявки в первом проявителе примерно на 0,5-1мин.

оборудование: немного об бачке для проявки. в принципе можно пользоваться обычным односпиральным ч/б бачком Patherson или AP, НО у него есть один недостаток - в него надо наливать не менее 300мл раствора. а это неважно сказывается на экономике и приходится проявлять следующую пленку в уже использованном растворе. я бы посоветовал для цвета купить не горизонтальный а вертикальный бачек JOBO 1510 (на одну 35 мм пленку) или JOBO 1520 (одна 120-я пленка или две 35мм). смысл этих бачков в том, что их ставят не вертикально, а кладут горизонтально и постоянно вращают (обычно это делает процессор, но можно и руками :-) ). в этом случае для проявки необходимо всего 140мл раствора для 1510 или 240мл для 1520. в данном случае вы можете проявить две пленки в одном растворе не используя его многократно. купить эти бачки можно здесь:
http://kutuzov-photo.ru/index.php?page=shop.browse...
или здесь:
http://www.bhphotovideo.com/c/product/25555-REG/Jo...
http://www.bhphotovideo.com/c/product/25556-REG/Jo...
единственно, если будете покупать 1520, то в комплекте идет только одна спираль, вторую нужно докупать отдельно:
http://www.bhphotovideo.com/c/product/25520-REG/Jo...

химия: Kodak E-6 single use 5-L kit можно купить здесь:
http://www.photosale.ru/inc/price.php?show=1127825...
Tetenal E-6 3-bath single use kit 5-L можно купить здесь:
http://www.fotovideo.ru/rus/catalog/?action=shwprd...

к сожалению литровых наборов я у нас в продаже не видел. есть 1-л набор здесь:
http://www.bhphotovideo.com/c/product/109282-REG/T...
но вместе с пересылкой это получается очень небюджетно :-(.

практические советы:
1. используйте только дистиллированую воду! вода из под крана даже очищенная может дать всякие нехорошие результаты в виде цветового дисбаланса или подтеков. дистиллят можно купить в любом автомагазине в бутылках по 1,5 и 5 литров.
2. разводите химию максимально точно и так как это написано в инструкции. неправильно разведенные растворы могут привести к плачевным результатам. если нужно развести малое кол-во, пользуйтесь большим шприцем или мензуркой.
3. точное время проявки важно только в ч/б и цветном проявителе, все остальные процессы идут "до завершения". то есть можно немного (до минуты) "передержать" пленку в обращении или отбеливателе или фиксере без каких либо видимых последствий. НО моя рекоммендация все таки придерживаться насколько возможно рекоммендованой производителем технологии. главное - избегайте "недодержек"!
4. время первого проявления - вариативно. и изменение этого времени аналогично push/pull процессу в ч/б проявлении. чем дольше вы проявляете пленку, тем она будет светлее в итоге. теоретически можно скорректировать неправильную экспозицию +/-1 стоп. производители химии дают подробные инструкции как это делать. к тому же это время несколько отличается для пленок Kodak и Fuji. пленки Fuji рекоммендуют проявлять чуть больше времени рекоммендованного для Kodak (я обычно проявляю фуджи 7 мин). время цветного проявления менять не надо!
5. и пожалуй самое главное - НЕ КВАСЬТЕ ХИМИЮ!!! E-6 процесс весьма "дуракоустойчивый"и допускает много вольностей с температурными и временными режимами без каких либо заметных последствий. основные "косяки" бывают именно из-за "протухшей" химии. на этом лучше не экономить! забодяживайте химию в том кол-ве, которое вам нужно для проявки и перед самой проявкой. даже неиспользованные "постоявшие" растворы могут дать явно заметный цветовой разбаланс!
6. особо ответственные работы лично я бы все таки проявил в процессоре.

Оригинал: http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=91&...45&i=140945
abiker
Спасибо, добрейший человек!!!
Это именно то, что я хотел узнать!!!
RAE
Из пленки могу рекомендовать кодаковский эктар 100 ед.
Из химии - все-же 6 ванный более качественный.
Mark_zh
Цитата(RAE @ 18.5.2009, 15:32) [snapback]16808[/snapback]

Из пленки могу рекомендовать кодаковский эктар 100 ед.

Денег он стоит — караул!
RAE
Вильвиа ненамного дешевле.
abiker
Более-менее вник в суть процесса, но хочу уточнить оставшиеся невыясненные моменты:

1. Будет ли набор ЦО345 (http://www.d-76.ru/goods.php?id=543) доступен для приобретения в ближайшее время?

2. Любую ли слайдовую пленку можно проявить с помощью любого набора химии?

3. Можно ли проявлять пленки по процессу Е-6 в том же спиральном бачке, в котором проявляю черно-белые пленки, или завести отдельный?

Спасибо!
RAE
Современные пленки и процессы унифицированны и взаимозаменяемы.
После ч.б. хорошо промойте и можете использовать.
Aleksiy
1. Вопрос о возобновлении производства набора ЦО-345 или аналогичного сейчас прорабатывается. В ближайшее время его скорее всего не будет, а в будущем - будет.
Описание процесса, реактивов и режимов, но основе которых был создан этот набор можно прочитать здесь:
http://d-76.ru/main/index.php?ind=reviews&...view&iden=1
Почитайте также и прочие Статьи smile.gif .
2. ДА. Любая слайдовая пленка, предназначенная для обработки по процессу Е-6, по идее может быть обработана по любой из вариаций процесса Е-6 любого из производителей химии. Но есть ньюансы, некоторые наборы лучше подходят для одних пленок и хуже для других. Но эти различия обычно очень малы.
Кстати, 6-и ванные наборы обычно действительно намного качественнее 3-х ванных.

3. ДА. Можно. Н окроме того ,что бачек надо хорошо мыть, надо ещё будет подбирать режим агитации (перемешивания) ,особенно для первого проявления. А если обработка планируется производиться при "штатных" для большинства наборов 38С, то потребуется как-то обеспечить и термостатирование бачка.

Р.С. Из пленок порекомендовал бы для начала Фуджи Провию-100Ф. Достаточно "обычная" пленка ,которую потом можно держать за "точку отсчета" для интерпретации свойств других пленок.
dat
Вот сколько рою интернет так я и не усвоил ясно... Сколько же времени могут стооять вскрытые Концентраты из китового набора? Или разлить их под пробку в пластиковые бутыли? И в таком случае сколько они проживут?
RAE
В зависимости от объема воздуха - от месяца до 3-4.
dat
Цитата(RAE @ 15.7.2009, 18:20) *
В зависимости от объема воздуха - от месяца до 3-4.

Ну а если вообще воздух выдавить? Совсем под пробку? Понятно, что всё это не дешевое занятие, фотография, вообще, как тежёлая болезнь в муках и лишениях, но хочется максимально оптимизировать потери. Вот как с ЧБ smile.gif Скока надо отсыпал и забодяжил, а остальное пусть себе лежит.
RAE
Указанные 3, максимум 4 месяца.
Хотите оптимизировать затраты - сами готовьте растворы.
Реально в разы дешевле.
dat
Спорить даже не буду, что готовить самому это полная свобода, но возникает проблема с ЦПВ-1, а тем более CD-1 или который там из них в е-6, если стараться максимально приближаться к оригинальному процессу.
dat
кто ищет то всегда найдет...

Храните смешанные растворы в полиэтиленовых канистрах при комнатной температуре. Если обновляющий раствор хранится при слишком низкой температуре, это может повлиять на температуру рабочего бака. Слишком высокая температура хранения активизирует окисление и испарение. Для уменьшения окисления и испарения используйте плавающие крышки для всех растворов, а для предотвращения загрязнения - плотные крышки. Когда Вы открываете новую канистру, начинается реакция химикатов с кислородом воздуха, который разрушает их. Особенно это относится к проявителю. Окисление происходит даже в том случае, когда Вы сразу закрываете крышку канистры. Чтобы уменьшить степень окисления, смешивайте только реально необходимое для работы количество растворов. При хранении растворов в пластмассовой таре, заполните ее доверху, и затем слегка нажмите на бутылку так, чтобы уровень раствора поднялся до горлышка, и после этого закройте крышку. Если Вы наливаете химию в стеклянную тару, оставьте немного свободного пространства, так как химикаты могут менять свой объем при различной температуре и давлении. Стеклянная тара предпочтительна для хранения обрабатывающих растворов, так как при хранении их в пластмассовой таре воздух постепенно проникает через стенки.
Мягкие пластмассовые канистры снижают степень окисления, потому что при выливании химикатов из канистры стенки канистры сжимаются и тем самым выталкивают воздух. Держите канистры в вертикальном положении, чтобы оставить для воздуха как можно меньше места в емкости.
RAE
С ЦПВ-1 результаты не хуже.
Немного блекче красители и небольшое уветоискажение будет даже с ЦПВ-2.
fogary
Цитата(dat @ 15.7.2009, 23:15) *
кто ищет то всегда найдет...
Читал статью, цитату из которыой Вы приводите. ИМХО, некоторые приведенные в ней рекомендации и цифры вызывают сомнение.
dat
но общая стратегия по хранению похожа на правду. Или? Вы можете предложить что-либо лучше? Как максимально пролить нескисшую жизнь концентратов из китового набора?
MAG
есть вопросы по статье: http://d-76.ru/main/index.php?ind=reviews&...view&iden=1
в частности не понятно сколько храняться частично использованные и новые расстворы?
Сколько пленок в готовом расстворе (каждом) можно проявить?
RAE
Точно модет сказать лишь автор - Алексей.
Но на сколько знаю - свежий проявитель ч.б. месяц, цветной неделю, а если разделить на два раствора (первый - гидроксиламин с ЦПВ, а второй - все остальное), то пол года.
Остальнын с год.

Пользованные - сутки.
Aleksiy
Простите ,со временем очень туго. Постараюсь на днях обстоятельно ответить...

П.С. Неплохо хранятся растворы, реально несколько лучше приведенных Александром значений...
dat
А можно ли повторно использовать растворы китовых наборов? допустим, если добавить после хим обр, цвет проявления и.т.д ещё промывки?
dat
Посмотрел у г. Журбы описание Е-6, там между всеми этапами стоит промывка, чему верить? пробовать не хочется )))
Aleksiy
С промывкой ХУЖЕ НЕ БУДЕТ.
Единственное что ,если используется отдельное хим. обращение (на основе Хлорида Олова) ,то после этой ванны в ЦВ проявитель обычно надо без промывки.

И после ЦВ проявления желательно сначало какую-либо из разновидностей стоп-ванны, иначе водопроводная вода с Хлором и Озоном окисляет остатки активного ЦПВ в слое (при щелочной среде) и это может СИЛЬНО навуалировать.

А какой именно у Вас набор, и что сказано в его описании, какая приведена таблица процесса?
dat
Цитата(Aleksiy @ 11.10.2009, 21:12) *
С промывкой ХУЖЕ НЕ БУДЕТ.
Единственное что ,если используется отдельное хим. обращение (на основе Хлорида Олова) ,то после этой ванны в ЦВ проявитель обычно надо без промывки.

И после ЦВ проявления желательно сначало какую-либо из разновидностей стоп-ванны, иначе водопроводная вода с Хлором и Озоном окисляет остатки активного ЦПВ в слое (при щелочной среде) и это может СИЛЬНО навуалировать.

А какой именно у Вас набор, и что сказано в его описании, какая приведена таблица процесса?


Kodak и там после обращения и до фиксирования промывок нет. А для экспериментов хочется оставить ядов ещё на разок. Воду для промывок же можно использовать осмотическую, почти дистилят. Ещё вопрос, правильно ли я понял, что минимальное кол-во растворов на пленку - это 100мл, и если проявлять за раз 6 пленок в 600 мл, нужно ли делать какие-то поправки на первом этапе?

Активно ищу CD-3, CD-4, чтобы опробовать Ваш альтернативный процесс, но пока безуспешно - приходится кормить Kodak (
RAE
Незнаю на счет рецептры Алексей, но ЦПВ-1 дает даже лучшие краски.
dat
Цитата(RAE @ 13.10.2009, 8:00) *
Незнаю на счет рецептры Алексей, но ЦПВ-1 дает даже лучшие краски.

Страшно с ядом то связываться, вражеские то гуманнее ))
pilligrim
Цитата(RAE @ 18.5.2009, 13:32) *
Из пленки могу рекомендовать кодаковский эктар 100 ед.
Из химии - все-же 6 ванный более качественный.


Эктар - это негатив! А человеку слайд нужен.
Берите либо Кодак E100G либо Fuji Provia 100. Так сказать эталонные.
RAE
Цитата(dat @ 13.10.2009, 10:30) *
Страшно с ядом то связываться, вражеские то гуманнее ))

Акуратность - и ничего особенного.
Aleksiy
Так у меня альтернативный процесс вообще-то, и на ЦПВ-1 приведен.
Собственно, лично я только на нем и делаю.

Доступного сильно "горелого" сейчас кладу из расчета 8-9 гр/литр цветного проявителя. Потом проявитель надо только отстоять сутки-двое (чтобы окисленная форма в растворе слиплась в хлопья и села на дно либо всплыла), а далее профильтровать.
RAE
И незабудь гидроксиламин - он в значительной степени восстанавливает окисленную форму.
Bullet
Извините, а нельзя у Вас приобрести набор для проявки E-6 на основе ЦПВ-1?
насколько я понимаю, он раньше через магазин был доступен?

вражеские уж больно дорогие..тем более в больших кол-вах только продаются, опять же, если не ошибаюсь
Aleksiy
С Гидроксиламином отдельная история.
Собственно, работая с сильно лежалым ЦПВ я несколько увеличивал навеску и Гидроксиламина и Сульфита - они действительно могут восстанавливать некоторое количество окисленной формы ЦПВ. НО. При "передозировании" Гидроксиламина выход красителей может значительно уменьшаться, особенно этим страдают Фуджи Провия-100Ф и Астия-100Ф; а вот Кодаки и Вельвия-50 к этому практически не чувствительны. Поэтому, если планируется обработка вышеназванных "капризных" пленок, то я кладу Гидроксилаимна не более 1,2 гр/литр и безводного сульфита не более 3,0 гр/литр (если раствор не планируется к относительно длительному хранению, а тогда можно и до 1,5грлитр и 4,5 гр/литр соответственно).
Aleksiy
Сейчас у Фотоаптеки имеется только сильно просроченной ЦПВ-1, совершенно жуткого вида, хотя и пригодное к практической работе (пользуюсь же wink.gif ). Но вот применять его для коммерческих продуктов, высылаемых "сухими порошками", просто рука не поднимается.

Думаю, Вам стОит лично связаться с Павлом и Ольгой. Если Вы согласны "без гарантий" - то возможно, и удастся их уговорить изготовить набор "напопробовать". Если будет получено принципиальное согласие - тогда создадим "трехстороннюю конференцию", я приведу подробные точные составы и рекомендации, а они озвучат примерную цену... Как-то так.
Bullet
Спасибо!
попробуем, в ближайшее время постараюсь связаться wink.gif
dat
Уважаемые Мэтры!!! Морально готовлюсь к Е-6 на "коленке" по статье уважаемого Алексея Владимировича. Перечитал накануне "библию" (статью) и "толмуд" (текущий дневник) - возникли вопросы. Хочу подстелить себе соломки и идти верным путём...

Алексей Владимирович пишет:
ПЛЁНКА: Кодак Ектахром Е-100GX чуть несвежая (до 10 2006, но кажется, холодильного хранения), широкая (120) как 100 единиц
ПРОЯВИТЕЛЬ: набор ЦО345 http://www.d-76.ru/goods.php?id=543
ВРЕМЯ ОБРАБОТКИ: 8 минут 10 секунд ЧБ; 8,0 минут ЦВ (первая плёнка в "порции")

А в статье написано 11 минут для первого проявления и 11-15 для цветного....
Какое время выбрать для ЧБ и цветного проявления для E100G, отснятой как 100, при непрерывной агитации? Можно ли переусердствовать с цветным проявлением?
И если за раз проявлять 5-135 в 500мл или 3-120 в 300 мл, то нужно ли какие-то поправки принимать в расчёт?

Если не хим обращение, то что предпочтительно: Пыхать Или высушить и вывесить на неяркий свет? Возможно ли "перезасветить"?

Не могу найти пропионовую кислоту. Не появились ли усовершенствования по замене уксусной кислоты? Или не пугаться "мути и белесого осадка" и использовать уксусную?

В цвет проявителе Что же лучше тринатрийфосфат 12-и водный или поташ?
Цитразиновая кислота тоже отсутствует в нашем регионе, в статье написано содержание сульфита только тогда желательно увеличить до 4,0г\л. А у Журбы сразу написаны эти 4 г и цитризиновая кислота. Как быть?

Процессор не позволит мне визуальный контроль на этапе отбелки и фиксирования. Вопрос можно ли переотбелить, перефиксировать? Про фиксирование понятно, можно засвеченный кончик помочить...

СПАСИБО за терпение
dat
-
Aleksiy
По порядку. smile.gif
Активность первого (ЧБ) проявителя может заметно "плавать" в зависимости от качества Поташа, а возможно, и от положения звезд на небе sad.gif wink.gif . Поэтому, обычно готовилось значительное (порядка 1 литра или более) количество ТРЕХКРАТНОГО (т.е. разбавляемого для работы 1+2) концентрата этого проявителя. А потом делалась "мастер-проба" изготовленного продукта и дальше учитывались коррективы реальной активности, полученной по результатам этой мастер-пробы. При этом наиболее частым "бичем" этого альтернативного процесса бывали перепроявы в первом проявителе. Ну и состав в наборах был чуть изменен относительно приведенного в той статье. Кроме того, разные пленки реально действительно требуют несколько разных оптимальных времен обработки. В результате и появились такие КОНКРЕТНЫЕ времена ЧБ проявления. А что касается ЦВ проявления - то прочитайте внимательно, для ЦВ проявления температура была выше 33С (плавно поднималась от стадии к стадии обработки - просто для экономии времени), да и Е-100GX всегда дает хорошие максимальные плотности и довольно толерантна к возможному ЦВ недопрояву. Вообще, свежая Фуджи и лежалый Кодак - "две большие разницы" wink.gif . Будем считать, что у Вас будет немного лежалый Кодак. Тогда, в общем, концентрат ЧБ проявителя стОит делать следующего состава:
Трилон Б -6,0гр
Сульфит натр. безводн. - 75,0гр
Гидрохинон - 18,0гр
Фенидон - 1,2гр
Поташ - 36,0гр
роданид аммония - 4,0гр
калий бромистый - 6,0гр
калий йодистый - 0,14гр
Бензотриазол - 0,12гр
Вода дист. - до 1л

Если планируется обрабатывать свежие пленки - то количество Роданида Аммония в концентрате стОит уменьшить примерно до 2,4 - 3,0 гр/литр.


Для ЧБ проявления начальное время стОит выбрать при минимальной непрерывной агитации (на минимальной скорости процессора) порядка 7,5-8,0 минут, но начинать надо в любом случае с ЭКСПОПРОБ.

Если ЗА РАЗ проявлять 5-135 в 500мл или 3-120 в 300 мл то время ЧБ проявления сильно увеличивать не стОит, на 5%-10% возможно. Тут надо только пробовать. Но ещё раз напоминаю - для слайдов перепрояв в ЧБ значительно хуже недопроява!

"Перезасветить", если не вывешивать на прямой солнечный свет - практически невозможно. Если обрабатывать по одной пленке то засвечивать предпочтительнее в белом тазике под слоем воды.
Пропионовую кислоту можно заменить половинным количеством уксусной, но эта обращающая ванна вообще работает весьма нестабильно sad.gif , лучше не рисковать.

В ЦВ проявителе однозначно лучше Тринатрийфосфат. Если будете работать на старом ЦПВ-1, то его количество стОит увеличить примерно до 8-9гр/литр, а Тринатрийфосфата вводить около 45 гр/литр. Гидроксиламина брать 1,2 гр/литр, Сульфита 3-4 гр/литр. Без Цитразиновой кислоты всё будет работать нормально. Но приготовленный на несвежем ЦПВ проявитель надо около 1-2 суток выдержать в герметичной посуде в теплом (23С-26С) месте и после того, как черная муть соберется в хлопья - расфильтровать и использовать. Для ЦВ проявления лучше выставить среднюю скорость процессора.

Переотбелить практически невозможно, но в некоторых случаях концентрированная отбелка может при затянутой обработке ослаблять некоторые красители пленок, но обычно такое бывает только для негативных маскИрованных пленок. Просто для свежей отбелки берите время 3-4 минуты при сильной агитации процессора, а для истощенной (к концу её ресурса) 5-6 минут. Небольшое (до 2х) увеличение времени отбелки практически безопасно. И "перефиксирование" для ЦВ фотоматериалов безопасно - Серебра нет, чтобы ему отбеливаться wink.gif . А от обесцвечивания фиксажем современные гидрофобные красители защищены достаточно хорошо. Так что, фиксируйте на максимальной скорости процессора "с запасом" по времени.
Удачи!
Пишите...
П.С. У Вас что-то с браузером - все сообщения постятся по 2 раза. Разберитесь.
dat
А в чем нестабильность обращающей ванны на уксусной кислоте? И нигде не могу найти ответ на вопрос, а можно ли переусердствовать при засветке и чем это черевато? Хочется ещё обсудить вопросы диагностики и искоренении нежелательных отклонений. Попытался обобщить накопленную информацию.
При отклонении pH чб проявителя изменяются чувствительность фотослоя и контраст изображения. При недопрояве в ЧБ синева и большая плотность, при перепрояве желтизна и малая плотность.

Увеличение pH цветного приводит к появлению желтого оттенка, при уменшении pH падает насыщенность цвета. Сильно разбавленный цветной проявитель (и видимо недостаток ЦПВ) дает пурпурный оттенок.
корректировать кислотность (рН) цветного проявителя путем добавления маленького количества гидроксида натрия (5N NaOH) или серной кислоты (5N H2SO4).
Добавление гидроксида натрия повышает рН и корректирует баланс голубого; добавление серной кислоты снижает рН и корректирует баланс желтого.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДОБАВЛЯТЬ КИСЛОТУ ИЛИ ЩЕЛОЧЬ, УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ЦВЕТНОЙ ПРОЯВИТЕЛЬ ПРИГОТОВЛЕН ПРАВИЛЬНО И ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРАВИЛЬНЫЙ ОБЪЕМ РАСТВОРОВ.

цитата RAE на каком-то форуме ????? Пурпур удаляют увеличивая концентрацию роданида в ч.б. проявителе (в зависимости от интенсивности от 0,05 до 0,2 гр) и снижением щелочности.??????

Как замерять pH? Индикаторной бумагой? Я,конечно, надеюсь, что следуя Вашим предписаниям меня минуют подобные несчастья.

Что-то можно ещё сюда добавить????
dat
Цитата(dat @ 2.11.2009, 22:05) *
цитата RAE на каком-то форуме ????? Пурпур удаляют увеличивая концентрацию роданида в ч.б. проявителе (в зависимости от интенсивности от 0,05 до 0,2 гр) и снижением щелочности.??????

У волгина вычитал про семейство пленок ЦО:
Меняя концентрацию роданистого калия,вводимого в ЧБ проявитель для ускорения проявления, можно изменить плотность изображения и его оттенки. Увеличение родданида уменьшает плотность и интенсивность голубых оттенков.
Йодистый калий тормозит проявление верхнего светочувствительного слоя. Увеличивая концентрацию йодида, можно усилить желтые оттенки; уменьшая - снизить выход желтого красителя.


Может, Е6 пленки ведут себя как-то иначе, и где правда?
Aleksiy
Частично дублирую письмо.

Не путайте искажения (обычно баланса) и паразитный тон, это разные вещи!

При отклонении pH чб проявителя, его СОСТАВА и РЕЖИМА (время-температура-агитация) изменяются действительно чувствительность фотослоя и контраст изображения, но также несколько и баланс. При НЕДОПРОЯВЛЕНИИ в ЧБ, а также при нормальном проявлении, но с чрезмерным количеством Роданида и недостаточным Йодида изображение уходит в "холодный" тон. Но в общем, в составе ЧБ проявителя всё достаточно жестко взаимосвязано. Так увеличение концентрации Роданида может вызвать значительное незапланированное повышение чувствительности (а при обработке до номинала при этом как раз и будет недопрояв с "синюхой"); увеличение количества Йодида кроме ухода баланса в теплую гамму вызовет также замедление работы ЧБ проявителя; увеличение количества Бензотриазола вызовет кроме снижения вуали также замедление работы и рост контраста...

В ЦВ проявителе в моем варианте процесса, проявление ведут практически "до конца", что в некоторой степени нивелирует многие огрехи собственной работы этого проявителя. Существенное значение может иметь только заметное недопроявление в ЦВ, что приводит к снижению максимальной достижимой плотности и блеклым цветАм. При этом цветовые искажения обычно невелики. А вот при недоброкачественном ЦВ проявителе (а также недостаточной общей отмывке ЦПВ перед отбелкой) можно нарвыться и на паразитный тон.

Индикаторная бумага совершенно не подходит для контроля рН с точностью 0,05 - как это требуется в "фирменном" процессе. Тут уже нужен прибор - рН-метр.



Е-6 пленки ведут себя практически так же, как и ЦО. Закономерности практически все те же; только сила эффектов бывает разная.
dat
Остались у меня заключительные вопросы по процессу обращения:

А в чем нестабильность обращающей ванны на уксусной кислоте? И нигде не могу найти ответ на вопрос, а можно ли переусердствовать при засветке и чем это черевато?
Aleksiy
Дело похоже, не в Уксусной кислоте. Скорее всего, дело в качестве доступных препаратов Двуххлористого Олова. Даже сразу при составлении раствора "по всем правилам искусства" в нем СРАЗУ появляется СИЛЬНЫЙ белесый осадок. И активность такого раствора потом бывает очень малопредсказуемой - иногда и свежий раствор дает недостаточную "засветку"; а иногда и простоявший несколько дней срабатывает вполне нормально. А с такими нестабильными свойствами пользоваться на практике нельзя, "цена вопроса" высоковата.

Возможно, дело в сильном окислении и разложении препарата, и в зависимости от того, сколько его в конкретную навеску попало "живого" - такие и результаты. Но гарантированно хорошего нового мне сейчас взять не где, а засветка под слоем воды достаточно проста и надежна. Поэтому, лично я эксперименты с обращающими ваннами пока прекратил.

Что касается перезасветки - можно нарваться на эффект СОЛЯРИЗАЦИИ. Это когда света попало так МНОГО, что галагенид Серебра в значительном количестве разлагается на Серебро и галоген, галоген после этого выходит из кристалла и на его границе ОПЯТЬ реагирует с Серебром. И получается, что частички металлического Серебра и центры скрытого изображения опять закрыты "панцирем" Галагенида, и проявителю до них за разумное время не добраться sad.gif . Для предотвращения этого в некоторые варианты рецептоы ЦВ проявителей для слайдов добавляли Роданид. Но слишком то этого можно не бояться - для наступления такого эффекта надо держать материал десятки минут-часы на прямом солнечном свете. Хотя, при засветке-сушке и сильной забывчивости и этого возможно достигнуть.
dat
Уважаемый, Алексей! Разрешите поблагодарить Вас за самоотверженный просветительский труд! Ваша МИССИЯ очень важна для нас ! ))))))
Свершилось! Потратив 8 часов: на подготовку, развеску, фильтрацию. Прочитав на последок ещё раз Вашу статью, сделал пробу и дрожащими руками проявил! результат приятно удивил! Честно готовился к худшему, а получилось всё с первого раза.

Kodak Ektachrome 100G
T=33,3 постоянно
ЧБ=8 мин 15 сек агитация медленно, но постоянно
ЦВ=8мин

Кстати, решил рискнуть и сделал обращающую ванну на уксусной к-те, но добавил таки NaOH: как и у Вас выпала белёсая муть, отфильтровал, и ВСЁ замечательно )
Ещё очень порадовал Стабилизатор без формалина!
dat
Вот ещё вопрос, чтобы точно отмерить иодид калия и бензотразол, пришлось растворять в воде и отмерять шприцом. Растворы остались, выживут ли до следующего раза? А он будет не скоро...
RAE
Хранятся в темноте годами
Aleksiy
ПОЗДРАВЛЯЮ!!!!
Не боги горшки обжигают; глаза боятся - а руки делают wink.gif !

Расскажите всё-же поподробнее, что и как делали, какой именно результат получили.

А пока некоторые соображения. Пленка Kodak Ektachrome 100G - достаточно "компанейская" и "дуракоустойчивая" smile.gif ; пленки Фуджи например, значительно "капризнее" sad.gif . С агитацией надо как-то всё-таки регуляризовать её проведение, от агитации в ЧБ ОЧЕНЬ многое зависит! Время проявления в ЦВ можно безболезненно увеличивать; также после ЧБ можно постепенно увеличивать температуру последующих стадий для сокращения их времени.

Для постоянства получаемых результатов ЧБ проявитель лучше готовить 3х (т.е. разбавляемым 1+2) концентратом. Такой концентрат в хороших условиях гарантированно сохраняется не менее полугода. И малые количества веществ при приготовлении 1Л концентрата становятся уже не такими малыми и легко вносятся с необходимой точностью. А запасные растворы Бензотриазола и Йодида в герметичной посуде в темном месте (идеально - в холодильнике) действительно сохраняются ОЧЕНЬ долго.

Как Вы готовили ЦВ проявитель?
dat

Агитация в процессоре вещь довольно постоянная и предсказуемая. В ЧБ низкая скорость, в цвете средняя, на отбелку и далее максимальная. Температуру после ЧБ повысить не проблема, вопрос зачем? крутить то не руками ))

В итоге получил честные 100 ед. Там где был брекетинг и немногочисленные ошибки экспозиции чётко виден легкий уход в синеву-желтизну. Замер делал точкой с усреднением и последующим конролем светов-теней -2EV +2EV. Мне уже давно кажется, что входящий диапазон Ektachroma больше 5 EV, ибо в светах и тенях сложных сюжетов, даже при альтернативном процессе, имеются детали.
alexeik61
Уважаемый Алексей!
Прочитал Вашу статью по Е-6, большое спасибо! Не могли бы Вы поделиться своим мнением по поводу моей проблемы? Я хочу проявлять дома слайд, С-41 уже сгод делаю сам, и у меня имеется приличное количество химии для минилаба Фуджи, это оказалось самым простым и дешевым способом делать проявку дома. Однако, количество ее гораздо больше моих потребностей для негатива, а покупать новый комплект химии для минилаб по Е-6, сами понимаете, накладно весьма и опять же, такие количества мне и за 10 лет не переварить. Очень хотелось бы приспособить С-41 химию для Е-6, докупив необходимое дополнительно с минимальными затратами. При этом наивысшее качество полученных слайдов для меня не очень критично, просто в Германии проявка Е-6 стоит минимально 5 Евро, а это для меня вкупе с затратами средств и времени на транспорт неприемлемо. Возможно ли по Вашему мнению использовать какой-то стандартный ч/б проявитель типа Микрофена в качестве 1-го проявителя, или все же абсолютно необходимо покупать фирменный (отдельные компоненты мне недоступны и смешивать по рецепту не получится)? Я тут провел пару опытов с R09, нечто получается, засвеченный хвостик почти бесцветный и без заметной вуали, но чувствительность пленки получается заниженной ступени на две-три, кадры очень темные (цветной проявитель, отбел и фиксаж брал из комплекта С-41). В Статье Вы писАли, что собираетесь как раз использовать как часть общего процесса С-41. Что-то получилось?
Если возможно, напишите, пожалуйста свое мнение по этим вопросам.
С уважением
Алексей.
Aleksiy
Когда я применял для Е-6 в качестве проявитель от С-41 (был комплект ПОПОЛНИТЕЛЯ проявителя Агфа на 5 литров для машин) то разводил в 1,5-2 раза концентрированнее а вот той части, что с Гидроксиламином вводил половинное количество. Перед первой обработкой "утомлял" проявитель (0,3-0,5 литра рабочего раствора) проявлением куска около 10 калров любой засвеченной цветной пленки. При 34-36С время проявления брал 9-12 минут.

К сожалению, "правильный" ЧБ первый проявитель НИ ЧЕМ заменить нельзя - слишком специфические свойства sad.gif . Перечитайте здесь Статьи про процесс обращения. Но если у Вас кто-то ездит в Россию - можно попробовать договориться с администрацией Фотоаптеки и заказать концентрат требуемого ЧБ проявителя wink.gif .

Опишите подробнее ,какой именно вариант С-41 Вы применяете - смогу сказать, можно ли и как именно применять остальные ванны.
Важно знать последовательность и режимы, а также хотя-бы примерный состав растворов (на бутыльках с фирменными концентратами обязаны писАть хотя-бы примерный состав).
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.