Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Практикум По Глициновой Кашице Гюбля!
ФОТОРЕЦЕПТУРНЫЙ ФОРУМ > Фотоматериалы и их использование > Негативный процесс обработки
ASDSET
Про этот проявитель много чего было сказано и написано,но конкретных данных о том как с ним работать очень мало. Все у кого есть опыт работы с этим составом, делитесь результатами в этой теме. Начинающие вроде меня, будут вам за это очень благодарны.


И так, интересующие вопросы стары как мир:

Какую пленку сколько в нем мочить?
Возможность пуш и пулл процессов?
Оптимальная агитация, концентрации и температура?
Удачные и неудачные сочетания всех этих факторов, для разных пленок.

В идеале можно составить небольшой массив по проявке пленок в этом составе, оформить таблицу в формате pdf. и прилепить её к форуму.
Bullet
Цитата(ASDSET @ 12.2.2010, 22:45) *
Про этот проявитель много чего было сказано и написано,но конкретных данных о том как с ним работать очень мало. Все у кого есть опыт работы с этим составом, делитесь результатами в этой теме. Начинающие вроде меня, будут вам за это очень благодарны.


И так, интересующие вопросы стары как мир:

Какую пленку сколько в нем мочить?
Возможность пуш и пулл процессов?
Оптимальная агитация, концентрации и температура?
Удачные и неудачные сочетания всех этих факторов, для разных пленок.

В идеале можно составить небольшой массив по проявке пленок в этом составе, оформить таблицу в формате pdf. и прилепить её к форуму.



Рецепт, безусловно, хороший и заслуженный и местами очень даже пригодный, для особых случаев, но устраивать из него "культ личности" как то...

Дело в том, что на практике он не так широко применим, он хорош в особых случаях и для отдельных сюжетов, а для них каждому самостоятельно надо делать пробы и подбирать, что называется "под себя" и свой фотоматериал.
Предостаточная база от которой стоит отталкиваться дана в описании этого состава в магазине.
Aleksiy
Да нет, ИМХО, Кашица стОит отдельного обсуждения аспектов её применения.
Всё-таки один из старейших рецептов (вроде-бы даже старше Родинала!), до сих пор успешно применяемый на практике.

Но здесь сразу-же надо отдавать себе отчет, что это (опять же, как и Родинал) не современный проявитель "обшего назначения". Что свойства Кашицы весьма специфичны, и не во всех случаях она без оглядки подходит для обработки.

Поэтому, ещё раз с самого начала. С точки зрения изготовления и техники применения - это практически "запредельный" по концентрированности концентрат (именно что, даже не раствор, а кашица). При этом сам концентрат довольно трудно и специфически изготавливается, зато великолепно хранится (даже лучше Родинала; в справочниках говорится, что ГКГ в закрытых сосудах сохраняется "практически неограниченное время"). В зависимости от разбавления ГКГ существенно изменяет свои свойства, но в несколько меньшей степени, чем Родинал. Лично я использовал этот проявитель при разбавлениях от 1+30 до 1+300. Характер действия рабочих растворов ГКГ резкостный. Тональные свойства ГКГ обусловлены сочетанием "нежно" (но отнюдь не мягко и малоконтрастно!) работающего Глицина и активацией его "энергичным", но и достаточно буфферным Поташем. В результате, резкостные свойства несколько меньше, чем у Родинала, меньше и изменение тональных свойств при различных рабочих разбавлениях, даже при очень больших разбавлениях этот проявитель мало снижает контраст работы. Этот проявитель обычно дает довольно "сильные" и "энергичные" негативы, но при этом разделяет мельчайшие нюансы тональных различий; работает очень "чисто", давая минимальную вуаль. Неплохо может подходить для ПУЛЛа, но при попытке ПУШа может излишне поднимать контраст. Хотя, по уверениям старинных фотосправочников, ГКГ при разных степенях разбавления способен исправлять просто чудовищные ошибки в экспозиции, якобы он позволял на тех эмульсиях получать пригодные негативы "при различии экспозиции в 500 раз".
ASDSET
Bullet Как по мне, для того что бы придти к своим результатам, не лишне узнать как можно больше о специфике работы с данным составом. Это поможет избежать грубых ошибок и быстрей достичь хороших результатов.
Если в саду лежат грабли, это не значит что все должны на них наступать, не так ли ?


Aleksiy спасибо за ответ, по своему опыту можете приблизительно сказать в каких случаях ГкГ пригодна не пригодна для приминения?
Aleksiy
Пока продолжаю общие сведения по ГКГ и по "старинным" рецептам проявителей в частности.

Надо немного вспомнить, когда появилась ГКГ, какие тогда были фотоматериалы, типичные процессы и методики, требуемые результаты. Снимали ведь тогда в основном на форматные отдельные негативы, только в крайнем случае на рольф; фотоаппараты для узкой пленки даже ещё и не появились и эта пленка (135) использовалась только для кинематографии. А форматные негативы старались тщательно экспонировать каждый, и КАЖДЫЙ же обрабатывать оптимально, отдельно. Этому способствовала и преимущественно ортохроматическая сенсибилизация тех материалов, позволяющая контролировать проявление при свете темно-красного лабораторного фонаря. Отпечатки же делались почти исключительно контактным способом, без увеличения и при этом часто на бумагах с "видимым печатанием" (без проявления) - и контраст негативов требовалось получать достаточно высоким. А фотоэмульсии для негативов имели невысокую чувствительность и часто бывали склонны к вуалированию. И именно для решения таких задач и предназначались тогдашние "негативные проявители". И здесь ГКГ кроме удобств использования выделялась как относительной "гибкостью" работы при различных разбавлениях, так и активностью и возможностью получения нормального контраста даже при сильных разбавлениях (такое вот некоторое противоречие), малым вуалированием и возможностью получать на тех материалах несколько повышенную чувствительность. Ну и разумеется, ОЧЕНЬ точной и богатой проработкой полутонов. Также ГКГ мог давать высокую контурную резкость изображения и не подкрашивал негативы продуктами окисления проявляющего вещества (вообще, было даже специальное исследование Гюбля по соотношению количества Сульфита к количествам различных проявляющих веществ, которое позволяло бы избежать подкрашивания, Сульфит тогда рассматривался почти исключительно в таком качестве wink.gif ).


Для современных же фотоматериалов разработаны совершенно другие проявители. Они относятся к классу мелкозернистых выравнивающих. С переходом на малые форматы негативов (и проекционную печать с большими увеличениями) потребовалось уменьшить зернистость негативов (и поднять их резкость и разрешение - но это уже больше к свойствам самих пленок относится). Пленки стали содержать большое количество кадров, которые могли быть экспонированны по разному и в разных условиях, но проявлялись все вместе - для нормальной потом печати свойства получаемых негативов надо было ВЫРАВНИВАТЬ. См. подробнее первую Статью цикла и последующие:
http://d-76.ru/main/index.php?ind=reviews&...view&iden=5


Именно по этому я и говорил о специфичности свойств Кашицы, и вообще говоря прав был Bullet, что этот проявитель подходит не во всех случаях. Надо просто понимать, что результаты получаемые при обработке в ГКГ могут быть существенно ДРУГИЕ, чем получаются в обычных проявителях. Часто эти результаты бывает даже трудно оценивать, интерпретировать и сравнивать с чем-либо. По этому и трудно говорить о "правильных" временах и режимах проявления современных пленок, а можно говорить только о ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫХ - которые позволяют избежать на первых порах грубых технических ошибок. А вот "точные" результаты нуждаются в очень тщательном описании, и каждый получает их практически "под себя".
И именно по этому и стОит пожалуй, действительно завести отдельный "массив" по этому неординарному проявителю.
Надо нарабатывать.
ASDSET
В целом понятно, на днях приедет ГкГ буду пробывать.
Отснял пленку HP5(широкая) c плотным жёлтым фильтром в ясную погоду, контраст в сценах около 4-5 ступеней. Думаю для эксперимента проявить её в ГкГ, сюжеты от резкостного эффекта и зерна только выиграют.
Не подскажите, сколько приблизительно ёе проявлять? или лучше отказаться от ГкГ в виду склонности данного проявителя к высокому контрасту?
Aleksiy
Эту пленку я проявлял пока только при относительно небольших разбавлениях, вставляю мой пост из "дневника":


"ПЛЁНКА: "Ильфорд НР5+" широкая (120) весьма лежалая как 320 единиц
ПРОЯВИТЕЛЬ: "Глициновая кашица Гюбля" разбавление стандартного стока 1+30
ВРЕМЯ ОБРАБОТКИ: 23 минуты (2-я плёнка в той же порции 310 млл, в которой дней десять назад была сделана ТИП-17)

Температура 20,0С , агитация первую минуту умеренная непрерывная, потом на 3-ю, 7-ю, и 15-ю минуты по 5-7 секунд. Полученнаяя реальная чувствительность соответствует экспозиции. Проработка всего тонального диапазона и теней очень хорошая, но до определённого предела; негативы возможно, и несколько "густоваты" в целом. В САМЫХ глубоких тенях есть и "дырки". СветА же не пережжены, особенно хороши и богаты градации в средних тонах - начале светОв. Весьма заметен резкостный эффект; очень резкое и отчётливое, красивое (кажется, печать покажет точнее wink.gif ), весьма крупное зерно. Неплохая фотоширота, но негативы возможно, и чуть контрастнее обычных (обычно получаемых на этой плёнке).
Сюжеты: съёмка Первоснежья на плэнере. Иногда слабая досветка вспышкой. Погода пасмурная, но огромное количество свежевыпавшего снега, очень сильно облепившего и деревья."


Кроме того, около года назад проявлял Снег88, его пост:

"ПЛЁНКА: "Ilford HP5" узкая (135), свежая.
ЭКСПОЗИЦИЯ: как 400 единиц, поправка на снег 2 стопа
ПРОЯВИТЕЛЬ: Кашица Гюбля(аптечная) 1:60.
ВРЕМЯ ОБРАБОТКИ: 24 минуты, 20C.

Агитация переворотами. 10 в начале, потом по три каждые две минуты.
Негативы плотные, весьма. Возможно, попробую слегка уменьшить время.
Вот что получилось на сканах:

http://www.flickr.com/photos/sneg22/3259012402/
http://www.flickr.com/photos/sneg22/3258978778/

После печати добавлю свои ощущения. Хотя опыта анализа, как у Алексея у меня немного. Но очень понравилась работа со светами начиная от середины и до верха. Освещение было мягкое(светлая облачность), но серятины, которую часто дает HP5, нет. Света не слипаются а нежно разделяются на плавные полутона. Приятное зерно. Оно не крупное, но отчетливое и какое-то уместное что-ли."


При разнице разбавления в 2 раза у нас с ним получились примерно одинаковые времена обработки. Что довольно странно, но у него весьма сильная (для таких времен) агитация и существенная экспокоррекция на переэкспонирование, а у меня почти "стенд-бай". В результате, он заметно повысил контраст со съёмок при пасмурной погоде, а я добился практически нормального (как показала последующая печать). Вообще, этот проявитель, особенно при сильных разбавлениях, оказался весьма чувствителен к режиму агитации - при увеличении агитации заметно возрастает контраст и максимальные плотности, и тогда даже в сильно разбавленном растворе можно получить "угольно-черные" светА.
В общем, можно поробовать что-то поближе к моему варианту, а так - стОит сделать предварительные пробы на кусочке узкой пленки.
А если эти Ваши кадры ОЧЕНЬ важные - то Д-23 1+2 и около 23 минут при малой агитации - почти оптимально для таких сюжетов; или АКФФ - хорошенько "протянуть" тени.
ASDSET
Спасибо, попробую 20грд. 1+59 минут 45 с вашей агитацией. Снег88 что то с поправками перемудрил, 2 стопа на снег в пасмурную погоду я не понимаю.
ASDSET
А как делать пробы на маленьком кусочке? Могу отрезать сантиметра 3, запихать в камеру, правильно про экспонировать видом из окна, проявить в баночке от узкой пленки. Или есть способы проще?
Bullet
Цитата(ASDSET @ 19.2.2010, 14:19) *
А как делать пробы на маленьком кусочке? Могу отрезать сантиметра 3, запихать в камеру, правильно про экспонировать видом из окна, проявить в баночке от узкой пленки. Или есть способы проще?


Кадров 6 отрежьте, - экспонируйте как ISO 50, 100, 200, 400, 800, к примеру и запомните, а лучше запишите последовательность. Зарядите в бачок этот кусок и проявите используя ваш режим и посмотрите что получилось. Выберите наиболее приемлемый вариант и дальше его и используйте.
В баночках всяких лучше не проявлять.
ASDSET
Цитата(Bullet @ 19.2.2010, 15:43) *
Кадров 6 отрежьте, - экспонируйте как ISO 50, 100, 200, 400, 800, к примеру и запомните, а лучше запишите последовательность. Зарядите в бачок этот кусок и проявите используя ваш режим и посмотрите что получилось. Выберите наиболее приемлемый вариант и дальше его и используйте.
В баночках всяких лучше не проявлять.


Спасибо.
Aleksiy
Примерно так.
Только лучше вначале зарядить аппарат и отснять экспопробу из окна или около дома (днем), снять ещё несколько "типичных" кадров с ожидаемой чувствительностью, промотать ещё 1 кадр, а потом в темноте открыть крышку фотоаппарата и обрезать пленку посередине кадрового окна. Зарядить обрезанный кусочек с экспопробой в бачек и обрабатывать по тестируемому режиму.
ASDSET
Проявил нр5 1+59 45 мин. результат сильный перепрояв + очень высокий контраст. Думаю если разбодяжить 1+100 то будет нормально. Для такого времени.
Aleksiy
Время однозначно чрезмерно!
Лучше именно с проб начать, целые пленки не тратить. Даже для 1+100 правильное время ориентировочно можно оценить как примерно 40 минут, и ещё от агитации ОЧЕНЬ много зависит (и контраст в том числе)!
Вы как агитировали?

Я раскопал кучку невыложенных материалов по своим проявкам в ГКГ. Потихоньку выложу, буду и в "Текущем дневнике..." и в этой теме дублировать. Но не сразу sad.gif , потому, что хочу отписаться достаточно тщательно.
ASDSET
Агитация как вы писали, думаю даже немного почаще надо, проявка слегка неравномерная.
Bullet
Цитата(ASDSET @ 23.2.2010, 22:08) *
Агитация как вы писали, думаю даже немного почаще надо, проявка слегка неравномерная.



А я вот подумываю тип-17 в ней (точнее в глициновом с идентичным с ГКГ разбавлением) проявить..
Снимать завтра днем (ближе к вечеру) надо, думаю что пленок несколько будет, так что будет одна тип-17 как сотка и, скорее всего, когда начнет темнеть - тип-17 по номиналу.
400 полагаю проявить в 1+100 45 мин с мин. агитацией, а вот насчет 100, еще буду думать.

По результатам отпишусь.

PS. Если ГКГ 1+100 45 мин. при 20С для типа 17 по номиналу вариант заведомо ошибочный, то за предостережение буду крайне благодарен wink.gif

Aleksiy
Для ТИП-17 при 1+100 45мин. может быть и маловато. Навскидку трудно саказать. Я ТИП-17 в ГКГ делал только при 1+30; при этом контраст, как ни странно, был для такой пленки достаточно УМЕРЕННЫЙ.
Вообще такое чувство, что при относительно малых разбавлениях ГКГ лучше протягивая тени за умеренное время обработки, работает как бы не МЕНЕЕ КОНТРАСТНО. Что достаточно парадоксально.

В общем, стОит проб набить и с них начать.
Bullet
Цитата(Aleksiy @ 23.2.2010, 23:29) *
В общем, стОит проб набить и с них начать.



Понял)

А сколько для 1+30 было, не вспомните?
Aleksiy
26 что-ли минут. В "текущем дневнике" эта обработка есть.
onnce
Хочу попробовать Свему 100 проявить в ГКГ, но вот при каком концентрировании сколько времени выдерживать ни как не найду =( Может кто подсказать?
rusil
Тоже заинтересовался данным проявителем, и тоже есть вопросы по времени проявки при различной концентрации.
С ГКГ будет ли работать "стандартный" метод замера времени проявки? опустить засвеченный кусочек пленки в проявитель, засечь время когда цвет замоченной части сравняется с цветом сухой эмульсии (он сначала светлеет - потом темнеет), полученное время в секундах умножить на 17,5 и разделить на 60. получаем время проявки в минутах.
Aleksiy
Этот метод достаточно точный, но на сильно разбавленных проявителях и "специфических" пленках может давать и некоторый сбой: заниженное время обработки.
Похоже ,при использовании этого метода для получения правильных результатов необходимо подразумевать достаточно активную агитацию, а в сильно разбавленных проявителях обычно агитация используется заниженная - отсюда и методическая ошибка.

Вообще ГКГ - достаточно инетересный и непростой проявитель wink.gif . Посмотрите в "Текущем дневнике проявок..." - там есть немало обработок этим проявителем.
kribber
доброго времени суток!
нашел Глицин-фото и решил сделать этот рецепт. по виду глицин рассыпчатый порошок кремового цвета с небольшим количеством комков. первая проблема с которой я столкнулся - отсутствие поташа, но зато достаточно большое количество углекислого натрия. поэтому я сделал кашицу с таким же количеством соды. лишь потом найдя в интернете растворимость соды я понял свою ошибку. масса была так же кремового цвета, но на следующий день все содержимое баночки зацементировалось и та часть что контактировала с воздухом окислилась до очень темно-коричневого цвета.для полного растворения окаменевшей массы добавил еще воды (дистилят). таким образом вместо 150 мл концентрата получил 600 мл раствора 1:3. начитавшись о волшебных свойствах аскорбиновой кислоты добавил 1,5 г.

проявлял ТАСМА ФН64, (проявить до 08г). экспонировал как 64 разбавление 1:30 (40 мл имеющегося раствора довел до 310 мл дистилятом) 25 минут. температуру, я к моему стыду, посмотреть забыл. не исключаю что была около 25 так как стояла жара.
агитация переворачиванием бачка первая минута непрерывно, затем 2 переворота на 2:30, 3:30, 5:30, 7:30, 12:30, 17:30 22:30 фиксаж БФК-2 6 минут.

результат жуткий перепрояв. единственный нормальный по плотности кадр снимался ночью. 30 секунд выдержка. остальные слишком плотные и очень контрастные. заметен резкостный эффект. заметно прокрашивание негатива в коричневый цвет. зерно вроде очень крупное. доберусь до бинокуляра сравню с зерном на такой же пленке но проявленной в D-76. печатать пришлось очень сильно увеличив экспозицию. например кадр снятый на ярком солнце, на природе печатался 5 минут, для того чтобы просто стать похожим на нормальный отпечаток:)

в связи с этим у меня есть несколько вопросов
1) критична ли для ГКГ замена поташа содой? по моим представлениям карбонат калия и карбонат натрия по химическим свойствам отличаться не должны. я кстати был очень удивлен тем, что у них так различаются растворимости. (только что понял главную ошибку. молекулярная масса карбонатов различается а значит надо было это учесть и положить 76, 32 грамма карбоната натрия а не 100 грамм как это сделал я. так что на этот вопрос я уже ответ понял. )
2) не вызван ли этот перепрояв заменой поташа? просто в рекомендациях в аптеке типичным временем проявления в 1+30 являются 20-30 минут. от этого я и исходил. (следовательно большая молярность карбоната дала большие значения pH. а значит и активность проявителя.0)
3) не вызвано ли увеличение активности проявителя добавлением аскорбинки, хотя в разбавлении 1+30 ее концентрация всего 0.32 г/л? (в свете вышеосознанного аскорбинка скорее всего не причем)
4) а может это ошибка процесса проявления? я мог и переагитировать или недооценить температуру? (здесь тоже может быть промах)
5) что разумнее сделать в следующий раз с этим проявителем: оставить это разбавление и уменьшить время или увеличить разбавление, но оставить это время?

так как я только начал заниматься пленочной фотографией у меня практически нет опыта, поэтому приношу извинения за глупые вопросы.

заранее спасибо.
Aleksiy
Дело скорее всего, в ТЕМПЕРАТУРЕ.
Замена Поташа на Соду в эквимолярном количестве достаточно близкая и адекватная, если не касаться растворимости.
А при 1+30 у меня типичные времена проявления для довольно долго проявляющихся пленок (типа Акросса) были около 20-22 минут, для ФН-64 обычно бывает на 20-5-% меньше. Так что у Вас и по времени перепрояв.

Надо просто ПРОБОВАТЬ!
Удачи!
kribber
Спасибо, удача мне пригодится:)
про зерно: на перепроявленной пленке очень крупное зерно. визуально заметно на отпечатке примерно 11х17 (см. прикрепленные изображения сканера нет, извращаюсь как могу:) фотография отпечатка и фотография фрагмента отпечатка)
на той же пленке (тасма фн 64 отснятой как 64,) проявленной в D-76 зерно незаметно при том же увеличении.
вывод: не повторяйте моих ошибок

Опыт номер 2
ФОМАПАН 100 (фрагмент1), узкая 135, экспонировалась как 100, яркий солнечный день на природе в средней полосе России:)
ГКГ разбавлние1+60
время проявления 15 минут, температура 25 градусов
агитация: 1 минута постоянно, затем переворот на 2:30, 3:30, 4:30: 6:30, 9:30 и 14:30. промывка в проточной воде и фиксирование 3 минуты в БФК-2 свежем.
результат:
плотность хорошая. но хотелось бы чуть более плотные. контрастность на мой вкус нормальная или чуть контрастнее. (к сожалению не достаточно опыте, чтобы адекватно оценить). зерно достаточно крупное (сравниваю с тасмой в D-76), четкое, завтра напечатаю, посмотрю. заметен резкостный эффект по краю кадра: неэкспанированые участки непосредственно в близи кадра светлее. света на некоторых негативах пережжены (в лесу, контровой свет небо) но в целлом достаточно хорошо проработанные, тени в дырках. (это недопрояв?). снял 3 кадра с эксповилкой (+-1 стоп) так вот +1 по теням вышел самым удачным. (может ли врать экспонометр? (свердловск-6)) заметил что объектив Мир-1в 2,8/37 размывает светлые участки засвечивая окружающие.

вывод: наверное надо было увеличить время проявки, чтобы вытянуть тени. или просто экспонировать с поправкой +1(может и +2 отсниму остаток пленки узнаю).

наверное это стоит дублировать в дневник проявок?
Алексей-У
Доброго времени суток, Господа!

Прошу совета. Приобрел бутылочку легендарного снадобья, а как пользоваться не знаю!
Проявляю APX-100, экспонированную как 200 ASA, в Родинале 1:100, в течении 60 минут.
Подскажите, как разбавить Кашицу для получения похожего результата?
Aleksiy
Случай сильно нестандартный.
При 1+100 в Кашице, пленка экспонирована по номиналу, при 20С - было бы что-то около 35-40 минут.
Для ПУШ+1 в таких условиях надо брать примерно 50 минут.

Попробуйте при 1+300 что-то около 90 минут при 20С со слабой агитацией; но на бачек с объемом 300 млл лучше заряжать примерно 1/3 ролика пленки.

Если температуру 20С выдержать невозможно - то на каждый 1С изменения температуры время проявления должно изменяться примерно на 7% - но это правило нормально работает только при относительно небольших изменениях температуры.

Удачи!
Алексей-У
Спасибо!

Интересно, что для ПУШ+1, разница всего 10 мин.
Забыл написать, что разбавляю Родинал своеобразно. Беру 5мл на 500, (пять на 0,5! rolleyes.gif ) и заливаю в советский односпиральный бачег,
пока не потечет из носика! Потекло, значит полный. Привык так! Влезает около 450 мл.
Агитация...
Поначалу вращаю интенсивно, минуты три. Потом, если сяду сканировать, могу забыть на полчаса...
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.