Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Выравнивающее Проявление
ФОТОРЕЦЕПТУРНЫЙ ФОРУМ > Фотоматериалы и их использование > Аналоговая печать
nnn999
с новым годом всех!

помогите справиться с задачей: предстоит напечатать несколько очень контрастных негативов (лето, полдень, лес).
и тени и света на пленке есть, не выбиты - сканирование позволяет все вытащить без потерь. но вот напечатать на фотобумаге пока полноценно не получается.
опробованы проявители:
- глициновый
- глицин-амидоловый
- гидрохинон-глициновый
- полумягкий фосфатный
к сожалению во всех случаях полный диапазон сохранить не удается, вылетает тот или иной край

что можно попробовать в этом случае?
пока у меня такой ход мыслей: попробовать использовать какой-нибудь из этих проявителей в кач-ве сильно-выравнивающего.
такой опыт уже был проведен - глициновый проявитель (он наиболее медленно работающий, из-за чего предполагаю, что у него и стойкость к истощению меньше чем у остальных) наношу губкой, жду пока начнет проступать изображение, потом донаношу на те места, где хочу получить потемнее. т.е. вариант голодного проявления. разведение концентрата использую 1:10 (вместо стандартного 1:3).
но нужный результат пока не достигается.

куда двигаться? еще сильнее разводить? или использовать другой проявитель (кстати, есть еще родинал, м.б. его)?
Joy
1. Используйте мультиконтрастную бумагу. Контраст "ноль" с префлэшем (слабой сплошной засветкой до экспозиции) -- и будет вам счастье.

2. Мокрая печать. Пропитать неэкспонированный лист в проявителе пару минут, затем убрать излишки раствора и положить под увеличитель (на стекло). Дать первую выдержку, примерно 1/3 от общего времени. Дождаться проявления теней. Затем дать оставшиеся 2/3 выдержки и допроявить в кювете. Механизм: проявившееся после первой выдержки серебро является естественной маской и не допускает избыточной засветки теней во время второй экспозиции, которая работает по светам. Степень контраста регулируется соотношением первой и второй выдержек. В проявитель желательно добавить больше антивуалентов.

3. Метод Стерри. После экспозиции, но до проявления отпечаток купается около минуты в 0.1-0.5% растворе двухромовокислого калия. Потом, после короткого споласкивания проявляется. Модификация -- купание в 0.001-0.005% растворе красной кровяной соли -- смягчает тени, света не затрагивает (промывка до проявления не нужна). Растворы используются одноразово. Механизм: окисление центров скрытого изображения. Требует увеличения экспозиции (иногда значительного). Степень контраста регулируется концентрацией растворов и временем обработки.

Есть и другие способы снижения контраста, но дающие меньший эффект.

Ваша идея с "выравнивающим проявлением фотобумаги" особого смысла не имеет.
artoptics
Пробовал все способы. Лучше всего работала подсветка на Славиче. Мультиэкспозиция тоже хороша, но часто дает контуры и много дублей на подбор экспозиций уходит.

Чуть не забыл. Лит печать очень хорошо снижает контраст.
nnn999
спасибо за ответы!

поясню немного про доп.моменты:
вообще целью стоит (глобально т.с.) подобрать пару бумага-проявитель для печати листов 50х60. разумеется, желательно не за совсем-совсем дорого. исходя из этого выбран метод проявления с нанесением проявителя губкой (иначе надо по несколько литров в кювете, а проявляется за раз только один финальный лист, ибо приспособа для сушки только одна. проявку в трубе пока не пробовал, но думаю что выигрыша по качеству она не даст, а проявителя тоже потребует больше, чем с губкой).
тональностью очень нравится глициновый проявитель, но по опыту прошлого года бумаги кентмер и ильфорд (мультиконтрастные) с ним не дают хороший черный. ильфорд моноконтраст - дает, но в нынешнем сезоне эта бумага вообще в росс.магазинах отсутствует sad.gif

поэтому этой зимой за базу взят славич - у него с глицином черный идет хороший.
в общем, в этом смысле система как бы устаканилась.

но вот теперь надо штук пять особо контрастных негативов одолеть (другие норм получаются)
в середине диапазона все ок, тональности шикарные.

поэтому мультиконтраст использовать не получится.
лит-печать не подойдет чисто эстетически.
про мокрую проявку вспомнил - читал, но как-то из головы вылетело. наверно этот способ и попробую, только сейчас стекла нет подходящего размера под рукой.

а предв.засветкой - какой % от нормальной экспозиции примерно использовать? у меня не влазит 1 ступень (сдвигаю экспозицию - или света или тени слипаются, другой край уже норма)
сегодня вечером попробую сильноразведенный родинал и засветку.
artoptics
Не выкидывайте лит из головы. Чисто эстетически он тянет хорошее количество полутонов, при рисунке похожем на карандашные штирихи.
Посмотрите как печатет лит, например Валерий Самарин.
К сожалению в сети очень много криворуких примеров. Попробуйте.
На матовом Славиче лит идет особенно хорошо - лучшая бумага под лит.
artoptics
Родиналом я пробовал пряовлять - больших отличий нет. Просто очень удобно разводить быстро.
Засветка нужна до слбой вуали при проявке в 2 минуты в хорошем проявителе (Орво-105, аскорбиновый Ж-2 и т.д.).
artoptics
Мокрую проявку можно без стекла делать.
Я делал так. На столик увеличителя положил обычную клеенку.
На нее прижал размоченный в пряовителе лист фотобумаги. Далее прямо на столике две экспозиции с паузой.
Рамка не нужна - бумага мокрая к клеенке сама хрошо прилипала.
Joy
Засветка делается обычным "белым" светом. Без всякого негатива. Выдержка подбирается такой, чтобы несмотря на засветку бумага после проявления не показывала даже малейших почернений. Светить на самом деле можно как и до основной экспозиции, так и после. Но в первом случае лучше, чтобы она была короткая и сильная (префлэш), а во втором -- длинная и очень слабым светом (постфлэш). Я использую префлэш и вспышку, у которой снижаю мощность почти до самого минимума и пыхаю в потолок с высоты своего роста, а лист при этом лежит на табуретке. Достаточно один раз выяснить силу вспышки для конкретной бумаги, а потом записать и использовать.
Префлэш на самом деле не снижает контрастность в целом, он "раскрывает" света и добавляет немного в средних тонах. Тени останутся неизменными. Если, как вы говорите, у вас "перебор" в одну ступень контраста, возможно, только один этот способ может и не помочь.

Применение выравнивающих/разбавленных проявителей для фотобумаги -- дохлый номер. Т.к. она в отличии от плёнки проявляется до максимальных почернений. В этом случае контрастом заведует не столько проявитель, сколько контраст самой эмульсии (за исключением крайних случаев, например, типа гидрохиноновых лит-проявителей). В некоторых случаях может спасти двухванное проявление: часть времени в сильном и контрастном, другую часть -- в мягком разбавленном проявителях. Но тут степень регулировки контраста небольшая и сильно зависит от типа фотобумаги. Впрочем, этот способ позволяет обычно получить несколько бОльшее количество тональных переходов, чем однованный, даже если не упираться в управление контрастом.
artoptics
Что такое префлэш я не знаю - америкоязычный бред очевидно.
Предварительная засветка по русски. Она лучше.
Для пленки есть ещё метод CPA - одновремнная подсветка. Очень эффективен при недодержках на выержках от 0,01 с до 1 с.

Раньше светили обычной маломощной лампочкой - просто включали на определнное количество секунд оставляя бумагу на столе.
До сильной вуали действительно засвечивать не стоит - надо что бы света оставались чистыми.
Но при удлиннении проявки засветка должна проявлятся чуть больше обычной вуали.
nnn999
пробовал сегодня мокрую печать и родинал 1:40

по мокрой печати эффект есть, но возникают две другие проблемы:
а) надо тщательно следить, чтобы лист был равномерно мокрый, т.к. если где возникают не покрытые проявителем места (хотя сам лист мокрый) - результатом будут пятна с иным контрастом. для большого формата бумаги мне показалась трудным уследить в темноте за равномерной влажностью.
б) несколько теряется резкость из-за тонкого слоя жидкости над бумагой. довольно-таки заметно, если сравнивать с отпечатком, проявленным обычным способом.

родинал понравился тем, что совсем уже экономно работает, 4-5 мл хватит на лист 50х60
ну и черный у него черней, чем у глицинового. правда, чувствительность бумаги кажется падает, надо удлинять экспозицию.
выравнивающий эффект - увы незначителен.

надо будет попробовать предвспышку завтра.
я так понимаю, что она дает "заряд" для кристаллов серебра, после чего их готовность к реакции вырастает? на участках с малой освещенностью от негатива это заметно (а значит света снимка лучше прорабатываются), а там, где света падает больше - разницы не возникает?
с химией в школе у меня не сложилось smile.gif
artoptics
Лист надо замачиват ь в пряовителе и давать стекать. Вс достаточно ровно.
RAE
nnn999
Ну так если губкой наносите, то экспонируете 1/3-1/2 от необходимого, наносите губкой, ждете пару минут начала проявки, дальше следующая экспозиция, следующая порция проявителя и т.д.
В литературе это мокрой печатью называется.
Засветка эффективна на старых бумагах типа униброма, бромпортрета.
nnn999
ну так я по-быстрому делал мокрую печать-то, подобрал небольшую дощечку под размер кусочка фотобумаги и вперед.
если наносить проявитель в ходе экспонирования - надо предусматривать хорошую фиксацию, чтобы не сдвинулась вся конструкция.
Joy
Цитата(RAE @ 9.1.2012, 21:30) *
Засветка эффективна на старых бумагах типа униброма, бромпортрета.

RAE, не пишите ерунды, предварительная засветка эффективна на любых серебряных фотоматериалах. Если говорить о современных мультиконтрастных материалах, то там префлэш вообще можно делать не только белым светом, но и избирательно, за жёлтым или пурпурным фильтрами. Ну и результат, соответственно, будет разный. Также префлэш можно делать для плёнок, в негативе это "открывает" тени. Даже для самодельно-сваренных бромжелатиновых эмульсий предварительная засветка работает. Вот, только, пожалуй, за мокроколлодийный процесс не скажу: не проверял.
Joy
Цитата(nnn999 @ 9.1.2012, 22:03) *
если наносить проявитель в ходе экспонирования - надо предусматривать хорошую фиксацию, чтобы не сдвинулась вся конструкция.

Даже с "хорошей фиксацией" бумаги на столе я бы не рискнул наносить проявитель губкой. Во-первых, не уверен за равномерность. Во-вторых, эмульсия должна пропитаться проявителем целиком и очень хорошо, не думаю, что это можно сделать за приемлимое время губкой. В третьих, если пропитанная бумага пролежит на воздухе слишком долго, может возникнуть так называемая "воздушная вуаль".
Если нет подходящей кюветы, можно использовать такую, у которой длинная сторона равна короткой стороне бумаги. И пропитывать гоняя лист туда-сюда. В самом крайнем случае -- загнуть 1 см с краёв каждой стороны и склеить по углам скотчем: получится импровизированная кювета в которую можно налить раствор. Чтобы слить, достаточно разлепить один из углов и подставить туда таз или ведро. Я так проявлял в своё время отпечатки 130х250 см smile.gif

Тонкого слоя жидкости снаружи быть не должно, проявитель должен быть внутри эмульсии (и в подложке). Когда я делаю мокрую печать, после пропитки листа убираю излишки с эмульсии влагоснимателем, купленным в автомагазине.
Проявителем для мокрой печати у меня обычно бывает Д-72 в разбавлении 1+2. И вообще, на химии я не экономлю, это самая недорогая расходная часть в фотографии.

С дополнительным "зарядом" вы совершенно правы, если говорить не научным языком smile.gif
artoptics
Засветка даже в дагеротипии эффективна - без нее там совсем плохо. И в коллоиде наверняка тоже нужна.
nnn999
предвспышкой из всего пока пробованного дала наибольший эффект
Aleksiy
Все-таки и мягко работающие проявители не стОит сбрасывать со счетов!
Попробуйте ОРВО-105 при разбавлениях концентрата порядка 1+6. Лично я 50х60 печатал обычно О-105У.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.